АвтоВАЗ выпускает свой первый электромобиль

АвтоВАЗ дает электрический заряд

Ford, GM, Nissan, Honda и Toyota уже выпустили свои первые электромобили, не отставать от ведущих производителей решил и АвтоВАЗ. Российский автоконцерн готовит к производству первой партии электромобилей на базе Lada Kalina — El Lada. Машина на электротяге сойдет с конвейера уже нынешней осенью, однако вряд ли будет пользоваться большим спросом.

Самые известные "электрические" опыты АвтоВАЗа были связаны с версиями "Оки", которая не раз удостаивалась похвал экспертов и показывала очень неплохие эксплуатационные качества по сравнению с электромашинами своего класса. Но в серию те машины не пошли.

А на El Lada есть уже и покупатели. Первые машины будут использоваться в качестве такси в Ставропольском крае, где машина и проходила испытания в 2011 году. Кроме того, определенное количество автомобилей будет закуплено для Олимпиады в Сочи. Таким образом, государственный заказ обеспечивает АвтоВАЗу неплохие стартовые условия в этом новом для компании сегменте.

Правда, стоимость вазовских электромобилей составляет свыше миллиона рублей за единицу. Это не позволяет рассчитывать даже на минимальную популярность El Lada среди автолюбителей. Массовый спрос на модели с электроприводом — дело совсем не завтрашнего дня.

Читайте также: Peugeot и АвтоВАЗ — друзья по несчастью

Новая El Lada будет представлена на фирменном стенде компании в "Крокус-Экспо" на Московском международном автосалоне. Электромобили комфортнее авто на ДВС за счет низкой вибрации и шума, они лучше разгоняются, так как авто сразу развивает максимальный крутящий момент. Но при этом покупателей отпугивает высокая цена, долгое время зарядки, небольшой запас хода. Машины этого типа пригодны для использования исключительно в городских условиях, а отсутствие длительного опыта эксплуатации этих моделей также работает не в пользу машин на электротяге.

Сборку электромобилей трудно назвать технологическим прорывом российского производителя. На новой El Lada ставятся отечественные редуктор и привод колес, все остальные компоненты движка — импортного производства. Швейцарская фирма MES поставляет асинхронный электродвигатель мощностью 60 киловатт, блок управления электродвигателем и электрический отопитель. Зарядное устройство также швейцарского производства — "Бруса", а аккумуляторы закупаются в Новосибирске, где китайский литий облекается в российский корпус.

Машина способна разгоняться до 130 километров в час, запас хода составляет 150 километров, подзарядка от бытовой сети — восемь часов.

Ситуация с электромобилями на мировом рынке выглядит неоднозначно. Они пока не могут завоевать позиции на рынке, уступая традиционным авто с ДВС в первую очередь в ценовой конкуренции. В этом году американский производитель General Motors приостановил выпуск электромобилей Chevrolet Volt из-за низкого спроса. В 2012 году компания планировала продать 60 тысяч автомобилей, но за первые два месяца к покупателям ушло лишь 1700 Chevrolet Volt. В 2011 году при плане в десять тысяч машин было продано всего 7,7 тысячи электромобилей Chevrolet Volt.

Volt стоит просто нереальную для своего класса сумму — 41 тысячу долларов. Согласно программе стимулирования продаж электромобилей, покупателю возвращают семь тысяч долларов, однако и с учетом льгот в очередь за этой машиной никто не выстраивается.

Все дело в стоимости литиевых батарей, которые дают 25 процентов конечной цены электрокара и являются самым дорогим компонентом машины. В свою очередь около 60 процентов цены батареи формирует стоимость сырья.

А главным экспортером редкоземельных металлов является Китай, который в прошлом году резко сократил квоты на поставку ряда важнейших для современной промышленности редкоземов. Не случайно, крупнейший автопроизводитель Европы Volkswagen AG с 2013 года ставит на поток выпуск электромобилей именно в Китае.

Читайте также: Купил автомобиль — плати за утиль

Литий также производится в Чили, Аргентине, США, иначе бы китайцы уже давно праздновали победу над технологически развитыми странами. Однако главная цель китайского демарша достигнута — цены на литий и другие высокотехнологичные металлы взлетели. За шесть лет литий подорожал с двух до шести тысяч долларов за тонну. Нефть продолжает править миром, а автолюбители покупают более дешевые машины с ДВС.

Тем не менее, в обозримой перспективе литий или его заменители будут дешеветь. У России также имеются свои месторождения лития, крупнейшие из них находятся в Мурманской области.

Литий неслучайно называют нефтью XXI века, однако не исключено, что ученым удастся найти ему замену. Так, проводятся опыты с никелевыми аккумуляторами, самым перспективным заменителем лития считается калий. А этого добра у нас достаточно, и пока калием предпочитают удобрять почву…

Что касается перспектив развития электротяги в нашей стране, на уровне разработок в области общественного электротранспорта мы выглядим очень неплохо. Существуют отечественные разработки электробусов ("Тролза", "Лиаз", "Форд-транзит"), а также троллейбусов и трамваев с солидным запасом автономного хода, что делает их гораздо более гибкими в использовании и позволит убрать из городов крупный пассажирский транспорт на ДВС.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Анатолий Мирановский
Анатолий Мирановский — журналист, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить