Производство гибридных автомобилей в России

Гибрид от "АвтоВАЗа" по цене "Лексуса"

Министерство промышленности и торговли РФ стимулирует создание гибридных отечественных автомобилей конкурсами на их разработку с предоставлением госфинансирования. В будущем понравившиеся модели могут получить государственные заказы, а производитель сможет загрузить свои мощности перспективными машинами. Но готовы ли россияне пересесть на гибриды?

В настоящее время в Россию поставляются гибридные автомобили иностранных производителей таких марок, как Audi, Mercedes-Benz, BMW, Lexus, Toyota, Porsche и Cadillac. Спрос на них невелик, поставляется порядка полтысячи гибридов в год. При этом в России нет ни одного производителя, который занимался бы производством электромобилей (ЭМ) в промышленных масштабах. Также не налажено производство собственных гибридных авто.

Объем государственного финансирования по трем конкурсам составит 1,5 миллиарда рублей. На разработку каждой из моделей предусмотрено государственное финансирование около 500 миллионов рублей. Первый конкурс включает разработку городского легкового автомобиля класса В с комбинированной энергоустановкой и развивающего максимальную скорость до 160 км/ч.

По второму конкурсу деньги выделяются на создание полноприводного грузового автомобиля типа 6×6 также с гибридным двигателем. Третий конкурс финансирует НИОКР по созданию коммерческого транспорта массой более 6 тонн и автобусов средней и большой вместимости, оснащенных газовыми двигателями нового поколения. Автомобили должны быть изготовлены и испытаны к 2014 году, победители конкурсов со своей стороны должны вложить в НИОКР сумму, равную полученным от государства средствам.

"АвтоВАЗу" уже предложено освоить полмиллиарда рублей по конкурсу на легковые авто. Такую же сумму в разработку должен вложить концерн. Российский автоконцерн готовит к производству первой партии электромобилей на базе Lada Kalina — El Lada, которая была представлена на Московском автосалоне.

Машина на электротяге сойдет с конвейера уже нынешней осенью, однако вряд ли будет пользоваться большим спросом. Самые известные "электрические" опыты АвтоВАЗа были связаны с версиями "Оки", которая не раз удостаивалась похвал экспертов и показывала очень неплохиеэксплуатационные качества по сравнению с электромашинами своего класса. Но в серию те машины не пошли.

А на El Lada есть уже и покупатели. Первые машины будут использоваться в качестве такси в Ставропольском крае, где машина и проходила испытания в 2011 году. Согласно контракту, "АвтоВАЗ" поставит в Ставрополье 100 электромобилей El Lada. Кроме того, определенное количество автомобилей будет закуплено для Олимпиады в Сочи. Таким образом, государственныйзаказобеспечивает "АвтоВАЗу" неплохие стартовые условия в этом новом для компании сегменте. Но и только…

Стоимость литиевых батарей для электрокаров дает 25 процентов конечной цены машины и являются самым дорогим компонентом авто. В свою очередь, около 60 процентов цены батареи формирует стоимость сырья. А главным экспортером редкоземельных металлов является Китай, который в прошлом году резко сократил квоты на поставку ряда важнейших для современной промышленности редкоземов.

В итоге стоимость вазовских электромобилей составляет свыше миллиона рублей заединицу. Это не позволяет рассчитывать даже на минимальную популярность El Lada среди автолюбителей. Массовый спрос на модели с электроприводом — дело совсем незавтрашнего дня. Видимо, также считают и в Минпромторге, где со ссылкой на экспертов Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ), сообщают, что электромобили в ближайшие 5-10 лет будут занимать всего 2-5 процента от мирового автомобильного рынка из-за недостаточной емкости элементов питания для них.

Проблема эта решаемая, однако лишь те производители, которые создадут популярный модельный ряд гибридов, без проблем смогут наладить выпуск и сбыт чистых электромобилей. Поэтому вполне логичным выглядит стимулирование производства газовых гибридов, которые пока дороже авто с ДВС, но за счет газа могут оказаться сверхдешевыми в эксплуатации.

Что касается грузовиков, то имеются машины различного назначения на газобаллонной тяге у "КамАЗа". А "ГАЗ" с июня 2012 года начал серийное производство всего модельного ряда легких коммерческих автомобилей "Газель" с битопливными газобензиновыми двигателями, работающими на метане. Однако конкурса на создание легкого коммерческого гибрида Минпромторг не проводит.

На уровне же разработок в области общественного электротранспорта мы выглядим очень неплохо. Существуют отечественные разработки электробусов ("Тролза", "Лиаз", "Форд-транзит"), а также троллейбусов и трамваев с солидным запасом автономного хода. Важно то, что в России работает собственный поставщик литий-ионных аккумуляторов — компания "Лиотех". Она может поставлять аккумуляторы для всех классов разрабатываемых в стране гибридных моделей. Что же касается легковушек, то кроме автовазовской электромодели можно упомянуть лишь широко распиаренный проект гибридного Ё-мобиля. Правда, за три года его создатели не удосужились даже представить действующий прототип.

Читайте также: 

Сборы на утиль - подножка Украине

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

 

Автор Анатолий Мирановский
Анатолий Мирановский — журналист, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру