В России упал спрос на популярные автомобили и повысился на премиальные

Россияне охладели к популярным авто?

Российский авторынок ударил по тормозам. Изменения были замечены в последний месяц осени. Виной тому, как выяснили аналитики, спад спроса на массовые автомобили, которые в последние годы пользовались наибольшей популярностью. Единственные марки автомобилей, продажи которых продолжают расти, относятся к премиальному классу — Audi, Lexus, Mercedes.

Рост отечественного автомобильного рынка не прерывался с 2010 года. Но в минувшем ноябре аналитики с удивлением заметили, что он впадает в стагнацию, и успели сделать неприятный для автомобильных компаний прогноз — замедление роста будет продолжаться.

Читайте также: Авторынку России больше некуда расти

Наибольший "провал" в продажах отмечается в категории наиболее доступных и популярных марок авто. На 33 процента снизился спрос на машины Suzuki — до 1,9 тысяч машин, продажи Nissan упали на 27 процентов — до 10,7 тысяч, спрос на Hyundai снизился на 15 процентов — до 14,7 тысяч. У разбитого корыта оказались "японцы" Mitsubishi и Mazda, продажи которых упали на 25 процентов, продажи Volvo снизились на 21 процент, Peugeot — на 18 процентов, Subaru — на 7 процентов, SsangYong — на 5 процентов. В то же время другие не менее известные в России бренды — Kia, Ford, Toyota, Honda в ноябре не сдвинулись с места, показав нулевую динамику, сообщает "Коммерсант".

А тем временем такие марки, как Renault, Chevrolet, Volkswagen увеличили продажи на 10-15 процентов. Но наиболее стремительный рост на фоне остальных автомобилей показали машины премиальных марок — Audi (на 63 процента), Mercedes-benz (на 33 процента) и Lexus (на 24 процента). Что же произошло? Почему на фоне сохранности роста продаж дорогих автомобилей "среднестатистические" перестали вызывать интерес у наших сограждан?

"Мы исчерпали потенциал, который лежит на поверхности, "рынок первой покупки","апгрейд" и тому подобное, что и привело к стагнации рынка. Кроме того, темпы продаж замедлены перенасыщением рынка, особенно в массовом сегменте, — пояснил корреспонденту "Правда.Ру" директор департамента развития и маркетинга компании "Автолокатор" Глеб Славутский, — динамика рынка в премиальном сегменте не исправит положения. Импорт автомобилей увеличился на 19 процентов, а продажи лишь на 15 процентов. На спрос также оказали влияние снижение доступности кредитных продуктов, а также общая неуверенность потребителей в стабильности экономической ситуации".

На этой причине настаивают и другие эксперты автомобильного рынка. Например, газета "Коммерсант" приводит слова Татьяны Луковецкой о том, российские покупатели решили не обновлять свои автомобили, в том числе на фоне неприятных сообщений из Европы. Однако есть и несколько иное мнение, согласно которому автомобильный рынок "сыграл на контрасте". Как отмечает Владимир Попов, президент ГК "Фаворит Моторс", в 2011 году спрос на автомобили достиг таких высот, что вялые продажи нынешнего года рассматривают едва ли не как трагедию на авторынке. "При этом многие дилеры, надеясь на сохранение высоких темпов роста, создали большие запасы, которые до сих пор не распроданы. Но чудес не бывает, единственный выход — это оптимизация запасов и сокращение объемов закупок",- приводит "Коммерсант" слова Попова.

Читайте также: Бум на иномарки в бедных регионах

Однако эксперты абсолютно солидарны друг с другом в прогнозах. Роста российского авторынка в первой половине грядущего года ждать не стоит. Более того, не исключено даже дальнейшее снижение продаж.

"Сейчас более половины российского парка состоит из машин старше 10 лет, что в будущем будет являться стимулом для роста. Однако, вступление России в ВТО может привести к среднесрочному росту вторичного автомобильного рынка при падении продаж новых автомобилей, особенно в сегменте бюджетных автомобилей. Кроме того, снизится привлекательность российского рынка для производителей автокомпонентов, что затормозит локализацию производства в России. Поэтому в 2013 прогнозируется сохранение уже достигнутого уровня", — в свою очередь, замечает Глеб Славутский.

Между тем, вопреки негативным результатам российского авторынка в прошлом месяце наша страна сохранила твердую вторую позицию в мире по реализации легковых авто. Лидером этого рейтинга, проведенного агентством "АВТОСТАТ", стала Германия, несмотря на то, что авторынок ее снизился на 3,5 процента, до 259 846 машин. Следом за Россией, на рынке которой продажи в ноябре составили около 223,5 тысяч автомобилей, в списке идет Великобритания. Авторынок королевства хоть и считается в настоящий момент динамично восстанавливающимся, еще в подметки не годится отечественному. В Британии было реализовано всего 149 191 автомобилей в прошлом месяце. Четвертую строчку рейтинга занимает Франция, где продажи машин упали до 144 694 штук. А наихудший результат показала Италия, на рынке которой в минувшем месяце было продано всего 106 491 автомобилей, что даже ниже показателя 1977 года.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить