Экономика США погубила Детройт

Сердце "города моторов" Детройта перестало биться в июле 2013 года, когда его власти официально объявили о банкротстве. Разрушенные улицы города, его криминальная история стали притчей во языцех. О самом крупном муниципальном банкротстве за всю историю США и его причинах "Правде.Ру" рассказал писатель и историк автомобилизма Константин Шляхтинский.

— Константин, для того, чтобы понимать величину трагедии, которая случилась в Детройте, наверное, надо вспомнить историю его становления и процветания как промышленного центра. Расскажите, как все начиналось?

— Конец 19 начало 20 века в США — это время автомобилизации в США. По всей стране, не только в Детройте, но и в других городах, возникают автомобилестроительные компании. Их были десятки, сотни. Почему в Детройте? Потому что город промышленный, потому что здесь есть опыт работы с металлом, есть энергия, есть ресурсы, есть люди, которые понимают кое-что в производстве изделий из металла. Все это сыграло на руку Детройту. В нем стало появляться и регистрироваться большее количество автомобилестроительных предприятий, чем в целом ряде других городов. И постепенно Детройт превратился в город, в котором обосновалось несколько автомобильных компаний. Прежде всего, это "Ford motor company" в Дирборне (пригороде Детройта), это General motors company, основной антагонист Форда, это Chrysler, это Dodge, это еще целый ряд компаний. Пользуясь благоприятной ситуацией на рынке, все эти компании производили автомобили в массовом количестве. А автомобилей требовалось все больше, значит, производство должно расти. Производство не может расти без рабочих рук. Поэтому, как только открывались какие-то рабочие места, со всей Америки туда съезжались люди, готовые работать на автомобильных предприятиях.

Смотрите прямой эфир с автомобильным историком Константином Шляхтинским по этой теме.

Таким образом, автомобилизация в Америке шла семимильными шагами. И к 1913 году в Северо-Американских Соединенных Штатах, как они тогда назывались, было более миллиона автомобилей. В то время ни одна из европейских стран до миллиона не добирались. Это крупнейшие заводы General motors, офисы Chrysler, головные офисы которых располагались в Детройте и его окрестностях.

— Так, когда же случился переломный момент, после которого дела Детройта стали ухудшаться?

— Как только разразилась, Великая депрессия, в начале 30-х годов, все производства, в том числе и автомобилестроение, попали в кризисную ситуацию. Многие марки закрылись, выжили наиболее крупные. Такие как General motors, Ford, Chrysler. То, что они сосредоточены были в Детройте — это, как мы с вами выяснили, исторически сложилось так. И город был подвержен всем тем экономическим перипетиям, которые случились с Соединенными Штатами Америки. У них депрессия — в городе депрессия. У них взлет, автомобили продаются, как горячие пирожки, как стало после Второй мировой войны — и город процветает. И считается, что пик процветания Детройта пришелся на начало 50-х годов, на 1950-й год. В это время в городе было больше всего населения: под 2 миллиона человек. Все эти люди были трудоустроены не только в сфере автомобильного бизнеса, автомобилестроения, но и в сферах, связанных с обслуживанием. Это муниципальная сфера, это полиция, торговля, государственные и городские учреждения, водопровод, газ, электричество. Все, с чем связан современный город в нашем понимании, все это давало рабочие места Детройту.

Читайте также: Детройт-Тольятти: 0:1 в пользу России

После 1950 года начинается отток населения из самого города. То есть, если мы посмотрим по данным, то постепенно, к 1960 году, населения стало заметно меньше, потом еще и еще, сейчас, если мне не изменяет память, там живет 700 с небольшим тысяч человек. И полностью фактически разрушена инфраструктура. Единственные крупные предприятия, которые остались — это, по-прежнему: Ford, General motors и Chrysler.

— А что привело автомобильную промышленность США в упадок? Растущая конкуренция со стороны Японии и стран Европы?

— Достаточно сильный такой толчок в сторону ухудшения состояния города был дан в начала 1970-х годов. В 1973 году случился топливный кризис. Большие автомобили перестали пользоваться спросом. Соответственно, компании, которые их выпускали, не очень крупные, не очень устойчивые в экономическом плане, исчезли. Остались только "монстры", которые смогли перестроиться на новый лад — GM, Chrysler и Ford.

Но, поскольку американская автомобильная промышленность в начале 21 века, в середине 10-х годов, была в серьезном кризисе, и General motors, и Chrysler были на грани банкротства, они должны были воспользоваться государственной помощью. Понятное дело, если город завязан в основном на автомобилестроении, а автомобилестроительные компании в кризисе, то и город будет в кризисе. Вот, собственно говоря, все, что произошло с Детройтом.

— Власти США принимали какие-то меры, если не для спасения Детройта, то хотя бы для поддержания американской автомобильной промышленности, которая была централизована в "городе моторов"?

— С государственной поддержкой в США всегда было не очень хорошо, потому что экономика у них всегда была рыночной. Тот, кто может на рынке выжить, — тот выживет. Но без автомобиля Соединенным Штатам никак нельзя, поэтому эти компании стимулировали. Может, не напрямую, без подачек от государства, но вовлекали в различные государственные программы, обеспечивали отчасти заказами, помогали реструктуризации в случае необходимости, давали отсрочку от выплаты кредитов, и так далее и тому подобное.

Структура города Детройта, когда он только основывался, строилась по принципу, который в свое время первым сформулировал Генри Форд. Он пришел к выводу, что все, что необходимо для автомобиля Ford, должно производиться в одном месте. Вот и выпускал он на своих заводах в окрестностях Детройта и электрику, и резиновые изделия, и металл, из которого эти автомобили собирались, и все необходимые комплектующие. Для того времени это было нормально, но как только экономические условия изменились, вот эти огромные предприятия, отягощенные различными заводами, не имеющими прямого отношения к сборке автомобилей и продаже, стали непомерным грузом. От них постепенно стали отказываться. И, в конце концов, наступили времена, когда заказы на целый ряд комплектующих стало выгоднее размещать в других местах, например, за границей страны. Даже с учетом перевозки конвейеров автомобильных предприятий это все равно было дешевле, чем производить их в самих Соединенных Штатах. По экономике Детройта это тоже очень больно ударило.

— И по населению города, очевидно, тоже. Как случилось, что крупный и имеющий такое удачное географическое положение город превратился, образно говоря, в одно большое криминогенное гетто?

— Преступность в городе, действительно, очень высокая. Потому что все те люди, которые приехали туда в годы процветания, когда они были востребованы, остались не у дел. У многих из них просто не было средств на то, чтобы куда-то переехать. Белые слои населения, наиболее обеспеченные, сдвинулись к окраинам, а в центре остались целые кварталы, пустующие и никем не занятые. Теперь они разгромлены, разбиты, разграблены. И власти города, как бы ни бились над решением этой проблемы, ее решить не могут. Поскольку снести все эти кварталы и построить новые будет гораздо дешевле, чем восстанавливать старые. И это всеми признается. Затраты на восстановление Детройта были бы настолько велики, что даже, если бы кто-то и решился на такой шаг, то он просто нецелесообразен.

— 19 июля этого года власти города Детройта официально объявили о банкротстве. Как происходит эта процедура в Соединенных Штатах?

— Банкротство муниципального образования, в данном случае города, в Америке — это не редкость. Когда городу грозит банкротство, должно быть соответствующее решение суда. Должны посмотреть, насколько правомерно объявлять этот город банкротом. В случае с Детройтом были сомнения, стоит это делать или не стоит. Был даже назначен кризисный менеджер, который должен был разрешить все эти проблемы, принимались меры. В любом случае, меры против банкротства всегда непопулярные. Они связаны с санацией структуры (в данном случае города), с уменьшением каких-то вложений и увеличением других.

Больше всего Детройт, как выяснилось, должен своим же городским и муниципальным служащим, профсоюзам и полиции, пожарным. Всем тем, кто поддерживает город в жизнеспособном состоянии. И долг, если я не ошибаюсь, порядка 18-20 миллиардов долларов. То есть вполне сопоставим с бюджетом небольшой страны, например, в Латинской Америке или в Африке.

Читайте также:

Эксперт: Сравнение между Детройтом и Тольятти некорректно

Тольятти ждет судьба Детройта? - Константин Шляхтинский в прямом эфире "Правды.Ру"

13 процентов заявлений на пособие по безработице в Детройте оказались подделкой

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Комментарии
Путин: Новый атомный ледокол "Сибирь" поможет освоению Севера
80 млн долларов на "войну": как раскручивают "майдан" в России
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
80 млн долларов на "войну": как раскручивают "майдан" в России
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Перепись вассалов: почему Россия отвергла план Трампа
Перепись вассалов: почему Россия отвергла план Трампа
Победила дружба: Узбекистан метит в лидеры региона
США поставили в тупик испытания МБР "Ярс"
Эксперт разгадал загадку "небывалого товарооборота" Украины и США
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Российский "Триумф" в армии НАТО
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
Потомок Александра II: Путин — сильный и харизматичный лидер
Правнучка "той самой" Матильды готовится потрясти Россию
Потомок Александра II: Путин — сильный и харизматичный лидер
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий