Мертвая петля российского авиапрома

Глава правительства Дмитрий Медведев дал понять, что на продовольственной независимости от Евросоюза и США власти РФ могут не остановиться. На патриотической ноте премьер спрогнозировал отказ от импорта в автомобильной, авиационной и судостроительной отраслях. Но если проблема с авто и судами решаема, то с самолетами, прямо скажем, ситуация иная…

Громкое прекращение деятельности авиакомпании "Добролет", детища "Афэрофлота", в результате разрыва договора о лизинге пассажирских лайнеров напомнило россиянам, насколько наша авиационная отрасль зависима от поставок из-за рубежа. Российские авиаторы и инженеры давно плачут о том, что от отрасли, которая некогда бурно развивалась и выводила СССР в тройку лидеров по производству и поставкам самолетов во всем мире, не осталось ничего. Гордость за авиапром, как и за все другие промышленные сегменты отечественной экономики, сравняли с землей 1990-е годы. Сегодня авиапарк российских перевозчиков состоит на 80 процентов из судов иностранного производства, а, к примеру, в 1994 году этот процент был равен двум.

При этом правительство уже не раз продумывало меры для того, чтобы простимулировать аренду самолетов отечественного производства российскими авиакомпаниями, но тот же крупнейший перевозчик в нашей стране "Аэрофлот" с завидной регулярностью продолжает брать в лизинг продукты компаний Boeing и Airbus. Нет, конечно, авиапарк российских авиакомпаний, в особенности региональных, может похвастаться и "Илами", и "Тушками", и Superjet. И еще в октябре 2013 года представитель "Аэрофлота" уверял журналистов, что российские лизинговые компании стали конкурентоспособны и "все чаще условия, предлагаемые российскими структурами, оказываются выгоднее". Но факт в том, что аэрофлотовский "Добролет" перестал возить российских граждан в Крым именно из-за разрыва договоренности с иностранными поставщиками самолетов в лизинг. То есть получается, что отечественные лизинговые компании и воздушные суда хороши только на словах, а на деле лучше брать лайнеры из-за бугра? Что-то тут не сходится…

"Надо, к сожалению, признать, что у нас даже Sukhoi Superjet не является полностью продукцией отечественного авиапрома. Но под разговоры о создании Superjet были свернуты какие-то программы и "Илов", и "Тушек" — то, что представляло отечественный авиапром. Сейчас мы находимся в такой сложной, патовой ситуации. Выхода на данный момент, замещений отечественными самолетами, я не вижу, потому что я не вижу в данный момент достаточного количества отечественных самолетов", — поделился своим мнением с Pravda.Ru депутат Государственной думы РФ от КПРФ, член комитета по транспорту Андрей Андреев.

То есть, по сути, самолеты отечественного производства есть, но их очень ограниченное количество, и много, простите, настоящего хлама, которому уже за 20 лет. Впрочем, и иностранные воздушные суда, которые сдаются в лизинг российским авиакомпаниям, молодостью не отличаются. В мире на таких самолетах никто не летает, тем более, не перевозит пассажиров. Очень много об устаревшем авиапарке писалось и говорилось в российских СМИ чуть меньше года назад, после авиакатастрофы в Казани. Тогда из-за крушения судна Boeing 737, принадлежавшего компании "Татарстан", погибли все, кто находился на борту, все полсотни человек. Позже выяснилось, что тому пассажирскому лайнеру было 23 года. Для сравнения, в Турции пассажирские самолеты эксплуатируются в среднем до 6,4 года, в Арабских Эмиратах — аналогично, в Японии — до 9,7 года, в Финляндии — до десяти и т. д. В США самый долгий срок службы самолетов — 17 лет. И понятно, в какую страну эти суда отправляются после…

Вся ситуация указывает на то, что России пора возрождать собственный авиапром. Как это сделать, узнаем у экспертов.

"Эти решения нужно было принимать раньше. Это целый комплекс, не только технологии, но и образовательный комплекс. Может, завтра у вас появятся станки, но кто на них будет работать? Мы уже сталкивались несколько лет назад на предприятиях оборонного комплекса, когда заказы пошли, а рабочих нет. В том же Северодвинске, а я избран и от республики Коми, и от Архангельской области, просто были вынуждены идти по квартирам собирать стариков завода, — рассказал Андрей Андреев. — Это целый комплекс проблем, которые решаются либо в комплексе, либо они не решаемы. Нельзя сказать, что ты эту проблему решил и будет тебе чудо. Нет такого. А рынок авиапроизводства очень специфичен, и не каждая держава может себе позволить быть и авиационной, и космической державой. Можно перечесть страны, которые производят самолеты, я имею в виду производство гражданской авиации".

"В свое время мы летали на своих самолетах, и авиационная промышленность у нас в общем сильная, но иностранная чуть получше, чуть подешевле, — заметил в беседе с корреспондентом Pravda.Ru заведующий сектором политической экономии Центра методологических и историко-экономических исследований Института экономики РАН Михаил Воейков. — Хотя надежность их и ненамного выше, а может быть, даже и ниже наших самолетов. Какое-то время будет трудно. Это, конечно, где-то год-полтора, а может быть, и два. Авиационная промышленность с помощью правительства и специального финансирования может стать на мировой уровень, как было в Советском Союзе. С авиацией у нас нет проблем. У нас большие проблемы со станкостроением, приборостроением. Вот там проблемы".

По словам эксперта, в России существуют и научно-исследовательские институты, типа ЦАГИ, где появляются новые разработки, однако они не внедряются по причине недостаточного финансирования. Так что без денежного вливания (разумеется, значительного) об оживлении отрасли, конечно, не может быть и речи. А это значит, что в случае действительно больших проблем с международными корпорациями, типа Boeing или Airbus, власти снова могут попробовать пойти по короткому пути и закупать самолеты еще где-то, но где?

"Я думаю, что большого количества стран нет. Потому что там, где производятся самолеты, скажем, в Китае, это калька с западных самолетов. Где это имеет рациональное зерно, это можно делать. Но, в принципе, закупка самолетов в третьих странах не решит проблемы, там практически их нет", — считает Михаил Воейков.

Читайте также:

Пришло время побряцать оружием?

Авиасалон "Фарнборо" сам себя высек

Ульяновский авиапром — основа российских достижений

Старый Boeing лучше российских двух?

Как разрушается российский авиапром

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...


Су-35: самолёт "на 4 с плюсами"
Комментарии
Турция сдалась России. Сдастся ли США?
В Британии заволновались из-за объединения попавших под санкции США
Зачем Украину обвинили в подавлении "Пражской весны"
Реестр дольщиков ЖК "Царицыно" оформят осенью
Суперсанкции США убьют банки и госдолг России?
Шойгу предложил ФРГ вспомнить историю, а потом предлагать диалог с РФ с позиции силы
Шашлык на Медном всаднике всего за 500 рублей!
США потребуют от России права полетов над всей Москвой
Суперсанкции США убьют банки и госдолг России?
Уничтожить всех: США всерьез готовятся к войне с Россией
В Киеве объяснили, почему украинские ракеты лучше российских
США потребуют от России права полетов над всей Москвой
Французское ТВ опять поймали на лжи об охоте Путина на "тигров любви"
Зачем Украину обвинили в подавлении "Пражской весны"
МИД Греции обвинил Россию в мстительности
Мнение из США: "Армату" вооружат рельсотроном или лазером
В Британии заволновались из-за объединения попавших под санкции США
Юлия Тимошенко сравнила соотечественников с древнеегипетскими рабами
На Украине рассказали, что ее ждет после прекращения торговли с Россией
Ночь огня: люди в черном сожгли в Швеции сотни автомобилей ВИДЕО
Суперсанкции США убьют банки и госдолг России?

Почему еврейское лобби США поддерживает антисемитизм? Почему падает качество политических элит, их компетентность и ответственность во всем мире? К чему это может привести. Насколько опасна разбалансировка мировой политической системы? Каковы риски конфликтов на Ближнем Востоке и во всем мире? Об этом "Правде.Ру" рассказал эксперт.

Еврейское лобби - против евреев?