Санкции: Голода не будет. А гаджетов?

Вопрос о замещении импорта собственными товарами сейчас актуален как никогда. Конфликт с западным миром, с которым РФ тесно связана рынками, наталкивает на мысль о возможном разрыве этих связей. Беспокоиться о продбезопасности нам, само собой, не приходится. Но надо признать, что Россия очень зависима от других стран в сфере высоких технологий.

Когда в свете украинских событий начали накаляться отношения России с США и Евросоюзом, и зашла речь об экономической блокаде, пользователи рунета начали сеять панику. И любопытно, что никто не писал о том, как россияне будут справляться без польских яблок, голландского сыра или посевного зерна из Германии, а больше горевали по тому, что останутся без любимых смартфонов и прочей продукции IT-индустрии, поскольку именно корпорации США занимают крупнейшую долю этого рынка. Действительно, если предположить, что власти США прибегнут к крайним мерам в отношении России-матушки и запретят поставлять в нашу страну любую продукцию (в конце концов, сделали же они подобное с Кубой), то популярные детища корпорации Apple — iPhone, iPad и прочее и прочее, станут для нас недоступны. Здравствуй, железный занавес. Так, по крайней мере, кажется на первый взгляд.

Читайте также: Пентагон просит не применять санкции в отношении Рособоронэкспорта

Однако очень сомнительно, что сегодня можно объявить экономическую блокаду России. При всем уважении к кубинцам, РФ все же не Куба, рынок у нас побольше, спрос вполне себе достойный, а уж природных ресурсов у нас больше, чем у всей вместе взятой Европы. Кроме того, вряд ли власти такой архикапиталистической страны, как США, пойдут против интересов монстров IT-индустрии, вроде Intel Corp, Hewlett-Packard Co, Apple Inc и прочих. Какое дело американскому бизнесу до того, что происходит на Украине, и какую позицию занимает в этом деле Кремль? Почему политическая "возня" (а иначе назвать этот продолжительный обмен угрозами и заверениями никак не получается) должна приносить убытки корпорациям?

Одним словом, здесь очень показательным был момент, когда компании Visa и MasterCard заблокировали карты клиентов нескольких российских банков, попавших под санкции США. В результате интернациональные компании собрали целую коллекцию исков, причем не только с евразийского континента, но и с американского тоже. В суд обратились крупные ритейлеры США Kroger Co, Safeway Inc. и Walgreen Co с требованием выплатить компенсацию в размере 7 миллиардов долларов за понесенные убытки. Это говорит о том, насколько привязаны друг к другу игроки на общемировом рынке, насколько сплетены их интересы.

С другой стороны, IT-индустрия не полностью принадлежит Штатам, на пятки американским корпорациям в сегменте смартфонов и компьютерных технологий наступают тайваньские компании, затем идут японские, корейские, китайские и так далее. Так что, выбор у России есть, ибо ухудшение связей с западом совсем не означают общемировой бойкот. По информации аналитика "Инвесткафе" Романа Гринченко, импорт технологичной продукции в Россию из стран дальнего зарубежья занимает чуть более 90 процентов от общего объема импорта товаров данной категории. И около 50-60 процентов идут к нам вовсе не из Штатов, а, как нетрудно догадаться, из Китая. Но если речь идет о высокотехнолоческом оборудовании и машинах, то лидером по его производству является Германия, и в случае такого фантастического поворота, если власти ЕС решат тоже бойкотировать наш рынок, у России могут возникнуть проблемы.

Читайте также: Овощи и "ножки Буша": чем заменить импорт?

"Смотря, какого типа компьютеры: промышленные или бытовые, — рассказал корреспонденту Pravda. Ru член комитета по экономической политике Совета Федерации РФ Николай Власенко. — Бытовые, скорее всего, могут поставляться из Малайзии и Японии. На прошлой неделе мы были во Вьетнаме и там технологические партии, поддерживаемые государством, стали экспортировать телефонные трубки, и я думаю, не далек день, когда будут экспортировать те же самые компьютеры. Понятно, что это, как правило, западные компании, на тех площадках размещают производства с недорогой рабочей силой. Здесь, наверное, гораздо важнее, за кем ноу-хау, кто создает стандарты. Кто создает стандарты — тот управляет миром. В свое время американцы, в 60-х годах, видели, что проигрывают соревнования за бытовой техникой, электроникой, они сфокусировались на программном обеспечении и сделали прорыв в этой сфере, и поэтому многие лицензии — это фактически американские лицензии на программное обеспечение техники".

Впрочем, по словам Власенко нередко компании их других стран перекупают лицензии, а некоторые идеи и вовсе возникают в разных уголках земли одновременно. Поэтому россияне не останутся на задворках высокотехнологического мира, а всегда смогут найти другого поставщика или аналогичную продукцию другого производства. Хотя этому будут сопутствовать определенные трудности.

"Учитывая то, что наибольшую долю импорта и так занимает продукция из Китая, оставшаяся часть товаров из США и стран ЕС также может быть замещена продукцией из Индии и КНР, — считает Роман Гринченко. — Впрочем, стоит отметить, что часть продукции, которая производится только в определенных странах, заместить не удастся. К тому же изменение логистических цепочек может привести к удорожанию как готовой продукции, так и компонентов, что приведет к росту цен для конечных потребителей. На ряд продукции, наиболее тесно зависящей от импорта из США и стран ЕС, рост цен в краткосрочной и среднесрочной перспективе может составить до 10-15 процентов".

Читайте также: ГЛОНАСС в Мексике будет следить за США

Другое дело, что это опять же будет импорт, а собственная IT-индустрия у нас пока в довольно аморфном состоянии, хотя собственное программное обеспечение, элементная база — это в нынешних реалиях не просто интерес, а необходимая меры защиты страны от внешнего давления.

"Понятно, что мы не можем производить весь спектр потребляемой продукции, нам все равно нужна кооперация, на каком бы мы историческом этапе развития не были бы, насколько наша экономика не была бы развита, все равно есть такое понятие на рынках, как "сравнительное преимущество". Все равно будут страны, в которых выгоднее производить ту, или иную продукцию, чем у нас. Поэтому, это международное разделение труда нужно четко понимать и не бояться этого, лавировать между различными интересами, находить партнеров, — считает Николай Власенко. — У России не стоит задачи избавиться от импорта по причине того, что, к сожалению, это очень длительный процесс, не лет, а даже десятков лет. Сейчас мы столкнулись с расчетными банковскими системами (Visa, MasterCard), задачами создания национальной платежной системы. А все понимают, что программное обеспечение и оборудование западное. И даже если вы сервер поставите внутри страны, на сегодняшний день вся элементная база импортная и программная база будет импортная. За полгода мы не создадим оригинальную базу, поэтому стратегия, наверное, правильная, о том, что мы должны создавать продукт с высокой добавленной стоимостью, особенно интеллектуальный продукт, так называемые нематериальные активы. Стратегия правильная, но эта стратегия не завтрашний день, это послезавтра".

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *