Определены два основных направления вложений пенсионных накоплений

Пенсионные накопления вложат в "оборонку"

Определены два основных направления вложений пенсионных накоплений. В конце 2012 года, 29 декабря, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, расширяющее возможности Внешэкономбанка по кредитованию за их счет организаций, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа. Вторым направлением стали инфраструктурные проекты.

Данный вопрос обсуждался в течение довольно длительного времени. Еще в марте ушедшего года на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина говорилось о возможности наделения Внешэкономбанка функцией кредитора оборонно-промышленного комплекса. В ноябре 2012-го Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству разработать схему инвестирования пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты. Срок был назначен до конца года.

В ответ на поручение Президента Минфин предложил в данной сфере полномочия Внешэкономбанка. Министр финансов Антон Силуанов также заявил, что правительство в 2013 году выделит из средств пенсионных накоплений на инфраструктурные облигации 200-300 млрд рублей, сообщают Ведомости. В итоге ВЭБ получил возможность вкладывать пенсионные накопления и в ОПК, и в инфраструктурные проекты. Первая потребовала внесения определенных изменений в Меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка.

Если ранее возможность кредитной поддержки Внешэкономбанком организаций ОПК была ограничена только предоставлением долгосрочных кредитов на инвестпроекты, то сейчас Правительство расширило полномочия наблюдательного совета ВЭБ, пишет Форбс. Соответствующее предложение было внесено Минэкономразвития, а на этой неделе Дмитрий Медведев подписал распоряжение. Теперь наблюдательный совет ВЭБ имеет возможность инвестировать средства пенсионных накоплений в инфраструктурные облигации и обеспечивать государственный оборонный заказ кредитными ресурсами.

Напомним, Внешэкономбанк управляет пенсионными накоплениями граждан, которые не выбрали частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд. За такими закрепилось название "молчуны". В 2011 году доходность инвестирования пенсионных накоплений составила 5,9 процента. Это ниже уровня инфляции, но превышает доходность ряда частных управляющих компаний. В будущем банк надеется доходность увеличить. ОПК и ранее значился среди приоритетных направлений деятельности Внешэкономбанка.

Читайте также: Равным гражданам — равные пенсии?

Однако ранее его возможности были ограничены. Так, стоимость проектов, в которые мог вложиться ВЭБ, должна была превышать 2 млрд рублей, а срок их окупаемости должен был быть выше пяти лет. Теперь эти ограничения сняты. Однако эксперты все же делают ставку не на оборону, а на инфраструктуру.

"Решение разделено на две части, и наиболее внятной мне кажется вторая, — сообщила корреспонденту Правды. Ру эксперт в области финансовых коммуникаций Анна Ярцева. — Имеется намерение развивать помимо обороны и другие, более перспективные, на мой взгляд, направления. Например, вкладывать деньги в инфраструктурные облигации. Вот это, во многом, правильное решение. Потому что совершенно понятно, на что пойдут деньги, откуда они будут браться, и в данном случае ВЭБ будет выступать просто якорным инвестором. Это расширение инфраструктурной декларации ВЭБ в части инфраструктурных облигаций, возможность инвестировать в них, имеет определенный смысл, потому что это именно пенсионные деньги. А они в классическом варианте должны начать работать на тех, чьи счета открыты в пенсионном фонде, не ранее, чем через десять лет. Инфраструктурные проекты тоже длительные, но они окупаются".

Среди удачных примеров эксперт назвала "Аэроэкспресс" (электрички, доставляющие пассажиров от трех московских вокзалов к аэропортам). "Это очень яркий инфраструктурный проект, — отметила Ярцева. — Его начали строить около десяти лет назад, и первоначально проект казался просто смешным. Сейчас же, когда мы видим, какие пробки имеются в Москве, мы можем констатировать, что это один из самых рентабельных инфраструктурных проектов с очень большим потенциалом роста. Дороги в России нужны, связь нужна — этим люди будут пользоваться и это будет окупаться.

Читайте также: "Молчунов" разговорят урезанием пенсии

Кроме того, это еще такая первая российская попытка приучить людей извлекать выгоду не через год, а через десять. Поэтому данное решение имеет под собой определенную жизненную и экономическую логику". Среди наиболее удачных инфраструктурных проектов, реализация которых запланирована на ближайшее будущее, она назвала проект Московской кольцевой железной дороги, указав, что тот имеет все шансы стать рентабельным и успешным.

Читайте самое интересное в разделе "Экономика"

Автор Анастасия Гарина
Анастасия Гарина — журналист, юрист, правозащитник, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить