Автор Правда.Ру

В пустые баки плеснули немного денег

1 миллиард 575 миллионов рублей из федерального бюджета поступило в конце прошлой недели в банк "Ак барс" на счета Финансовой лизинговой компании. С годовой задержкой, но правительство России внесло свою долю в уставный капитал компании. Вчера на брифинге в кабмине РТ исполнительный директор ФЛК Евгений Зарицкий сказал, что фактически запущена в действие лизинговая схема производства и продажи самолетов "Ту-214" КАПО им. Горбунова.

Напомним, осенью 2001 года ФЛК, основными учредителями которой были правительство Татарстана и ОАО "Татнефть", выиграла тендер на участие в государственной программе лизинга гражданской авиатехники. Вторым победителем стала компания "Ильюшин-финанс". Более 130 миллионов долларов было зарезервировано в бюджете России на 2002 год. Их планировали передать победителям в обмен на контрольные пакеты акций. Компании, в свою очередь, обязались финансировать строительство двух десятков отечественных гражданских самолетов: "Ту-214", "Ту-204" и "Ил-96". И изыскать недостающие на эти цели средства из внебюджетных источников...

А дальше начались странности, объяснения которым не получены до сих пор. В марте 2002 года "Ильюшин-финанс" получил причитавшиеся ему 80 миллионов долларов. А с ФЛК вышла задержка. Более того, видимо, по инициативе руководства Татарстана были сменены менеджеры компании. Тогдашний генеральный директор Евгений Зарицкий был снят с должности. Его место занял человек из Татнефти — Марсель Зарипов. И лишь недавно, вероятно, уже по инициативе российского руководства, Зарицкий был возвращен в ФЛК, на должность исполнительного директора. По странному стечению обстоятельств с его возвращением появились и долгожданные федеральные деньги. Сам Зарицкий, однако, ничего странного в этом не видит, свое возвращение объясняет тем, что перед ФЛК встала новая задача — финансирование строительства самолетов. Прежний же менеджмент занимался лишь вопросами получения федеральных денег. С чем блестяще справился... Объяснения, конечно, не слишком убедительные, но за неимением других...

Между тем программа лизинга "Ту-214" в 2002 году практически остановилась. Первоначальных средств под гарантии Татарстана и Хабаровского края хватило лишь на достройку двух самолетов для "Дальавиа". Еще два самолета для государственной транспортной компании "Россия" (один сдан, другой на испытаниях), которые выпустило КАПО в 2002-м, приобретены путем прямой покупки. Без лизинговой рассрочки.

Справедливости ради надо сказать, что у другого государственного агента в деле лизинга авиатехники "Ильюшин-финанс", несмотря на своевременное получение средств, дела идут не блестяще. Взявшись финансировать достройку в 2002 году трех самолетов "Ту-204" ульяновского завода "Авиастар", этот проект так и не смогли довести до ума. Ни один из самолетов не сдан в эксплуатацию. А о широкофюзеляжных "Ил-96", на продажу которых, судя по названию лизинговой компании, нацеливался "Ильюшин-финанс" - вообще не вспоминали...

В КАПО также предвидятся трудности. Эйфория после передачи двух самолетов в Хабаровск прошла. По словам гендиректора объединения Наиля Хайруллина, пухлая, с трудом помещавшаяся в сейф пачка протоколов о намерении приобрести казанские "Ту-214" сильно похудела (утверждают, что даже небезызвестный предприниматель-депутат Сергей Шашурин подписал подобный протокол, аж на пять машин). Переговоры с более серьезными потенциальными покупателями осложняются многочисленными рекламациями первого коммерческого эксплуатанта "Ту-214" - "Дальавиа". Основная проблема — частый выход из строя узлов и агрегатов самолета и нехватка запчастей для их замены. Сказываются трудности с эксплуатацией новой техники. Недавно из-за ошибки обслуживающего персонала во время прогрева "запороли" двигатель на одном из самолетов.

Тем не менее и руководители ФЛК, и КАПО смотрят в будущее пусть с осторожным, но оптимизмом. На 2003 год по лизинговой схеме планируется передать в эксплуатацию два авиалайнера и еще шесть, по словам гендиректора КАПО, продать напрямую. По оценкам Минэкономпрома РТ, это позволит заводу уже в следующем году выйти на уровень безубыточности. А в 2004 году ФЛК планирует приступить к финансированию "запуска агрегатного производства". Иными словами, заложить в КАПО новую серию машин. Не секрет, что самолеты, которые собирают нынче на авиазаводе, заложены еще в начале 90-х. По сути, сейчас КАПО их не строит, а достраивает. К 2005 году запасы кончатся.

Всего в рамках государственной программы лизинга гражданской авиатехники планируется профинансировать строительство десяти самолетов "Ту-214". На эти цели потребуется порядка 250 миллионов долларов.

Рустам ВАФИН, "Вечерняя Казань"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
МИД России рассказал, как Россия откажется от доллара
Небо в алмазах: рынок бриллиантов ждет кризис? — Дмитрий ДАНИЛОВ
Рекордное количество россиян стало работать "в тени"
Басманный суд Москвы: дело Серебренникова
Зачем США навязывают всему миру свое энергетическое сырье
Зачем США навязывают всему миру свое энергетическое сырье
Украина ужесточает въезд для россиян
МИД России рассказал, как Россия откажется от доллара
МИД России рассказал, как Россия откажется от доллара
Владимир ОЛЕЙНИК: украинцы больше не видят перспектив в собственном доме
Три российских спутника не выходят на связь после запуска
Режиссёра Серебренникова ждёт домашний арест
Владимир ОЛЕЙНИК: украинцы больше не видят перспектив в собственном доме
Три российских спутника не выходят на связь после запуска
Скандал: День независимости Украины на фоне карты без Крыма
МИД России рассказал, как Россия откажется от доллара
Три российских спутника не выходят на связь после запуска
Порошенко возвестил о желании поднять украинский флаг над Севастополем
Рост цен и доходы россиян: главные задачи правительства — Никита МАСЛЕННИКОВ
Провинциальный роддом заплатит гигантский штраф за подмену детей
Почему человечество может остаться без мороженого