Автор Правда.Ру

В пустые баки плеснули немного денег

1 миллиард 575 миллионов рублей из федерального бюджета поступило в конце прошлой недели в банк "Ак барс" на счета Финансовой лизинговой компании. С годовой задержкой, но правительство России внесло свою долю в уставный капитал компании. Вчера на брифинге в кабмине РТ исполнительный директор ФЛК Евгений Зарицкий сказал, что фактически запущена в действие лизинговая схема производства и продажи самолетов "Ту-214" КАПО им. Горбунова.

Напомним, осенью 2001 года ФЛК, основными учредителями которой были правительство Татарстана и ОАО "Татнефть", выиграла тендер на участие в государственной программе лизинга гражданской авиатехники. Вторым победителем стала компания "Ильюшин-финанс". Более 130 миллионов долларов было зарезервировано в бюджете России на 2002 год. Их планировали передать победителям в обмен на контрольные пакеты акций. Компании, в свою очередь, обязались финансировать строительство двух десятков отечественных гражданских самолетов: "Ту-214", "Ту-204" и "Ил-96". И изыскать недостающие на эти цели средства из внебюджетных источников...

А дальше начались странности, объяснения которым не получены до сих пор. В марте 2002 года "Ильюшин-финанс" получил причитавшиеся ему 80 миллионов долларов. А с ФЛК вышла задержка. Более того, видимо, по инициативе руководства Татарстана были сменены менеджеры компании. Тогдашний генеральный директор Евгений Зарицкий был снят с должности. Его место занял человек из Татнефти — Марсель Зарипов. И лишь недавно, вероятно, уже по инициативе российского руководства, Зарицкий был возвращен в ФЛК, на должность исполнительного директора. По странному стечению обстоятельств с его возвращением появились и долгожданные федеральные деньги. Сам Зарицкий, однако, ничего странного в этом не видит, свое возвращение объясняет тем, что перед ФЛК встала новая задача — финансирование строительства самолетов. Прежний же менеджмент занимался лишь вопросами получения федеральных денег. С чем блестяще справился... Объяснения, конечно, не слишком убедительные, но за неимением других...

Между тем программа лизинга "Ту-214" в 2002 году практически остановилась. Первоначальных средств под гарантии Татарстана и Хабаровского края хватило лишь на достройку двух самолетов для "Дальавиа". Еще два самолета для государственной транспортной компании "Россия" (один сдан, другой на испытаниях), которые выпустило КАПО в 2002-м, приобретены путем прямой покупки. Без лизинговой рассрочки.

Справедливости ради надо сказать, что у другого государственного агента в деле лизинга авиатехники "Ильюшин-финанс", несмотря на своевременное получение средств, дела идут не блестяще. Взявшись финансировать достройку в 2002 году трех самолетов "Ту-204" ульяновского завода "Авиастар", этот проект так и не смогли довести до ума. Ни один из самолетов не сдан в эксплуатацию. А о широкофюзеляжных "Ил-96", на продажу которых, судя по названию лизинговой компании, нацеливался "Ильюшин-финанс" - вообще не вспоминали...

В КАПО также предвидятся трудности. Эйфория после передачи двух самолетов в Хабаровск прошла. По словам гендиректора объединения Наиля Хайруллина, пухлая, с трудом помещавшаяся в сейф пачка протоколов о намерении приобрести казанские "Ту-214" сильно похудела (утверждают, что даже небезызвестный предприниматель-депутат Сергей Шашурин подписал подобный протокол, аж на пять машин). Переговоры с более серьезными потенциальными покупателями осложняются многочисленными рекламациями первого коммерческого эксплуатанта "Ту-214" - "Дальавиа". Основная проблема — частый выход из строя узлов и агрегатов самолета и нехватка запчастей для их замены. Сказываются трудности с эксплуатацией новой техники. Недавно из-за ошибки обслуживающего персонала во время прогрева "запороли" двигатель на одном из самолетов.

Тем не менее и руководители ФЛК, и КАПО смотрят в будущее пусть с осторожным, но оптимизмом. На 2003 год по лизинговой схеме планируется передать в эксплуатацию два авиалайнера и еще шесть, по словам гендиректора КАПО, продать напрямую. По оценкам Минэкономпрома РТ, это позволит заводу уже в следующем году выйти на уровень безубыточности. А в 2004 году ФЛК планирует приступить к финансированию "запуска агрегатного производства". Иными словами, заложить в КАПО новую серию машин. Не секрет, что самолеты, которые собирают нынче на авиазаводе, заложены еще в начале 90-х. По сути, сейчас КАПО их не строит, а достраивает. К 2005 году запасы кончатся.

Всего в рамках государственной программы лизинга гражданской авиатехники планируется профинансировать строительство десяти самолетов "Ту-214". На эти цели потребуется порядка 250 миллионов долларов.

Рустам ВАФИН, "Вечерняя Казань"

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Макрон признал несоблюдение НАТО обязательств перед Россией
Москва требует от Лондона извинений за дело Скрипалей
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Умирающий Маккейн потребовал уничтожить Путина и Россию
ПВО уничтожит дроны и разведчики НАТО над Крымом
Как была запущена вторая "холодная война"
Видео: ветеран спецназа США обалдел от русского автомата
СМИ рассказали о четырехчасовом бое "российских наемников" и американских коммандос
Сенсация на ПМЭФ: мировые лидеры "присягнули" России
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Путин предупредил о кризисе, "которого мир еще не видел"
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Снова братушки: в Болгарии назрели перемены
Нидерланды и Австралия обвинили Россию в крушении малайзийского "Боинга"