Западных инвесторов зовем, своих забываем?

"Без сотрудничества с Западом экономика деградирует", - так можно сформулировать один из основных принципов либерал-монетаристов из экономического блока правительства. Несмотря на это, инвесторы из развитых стран не очень-то стремятся вкладывать деньги и технологии в Россию. В 2012 году, к примеру, объем западных инвестиций упал на 19 процентов.

Что отталкивает разборчивых западных бизнесменов? Причины известны — нестыковки западного и отечественного хозяйственного законодательства, отягощенные некоторыми особенностями госуправленцев. Проявляются они вполне конкретно: западники не могут быстро провести элементарные, с точки зрения многоопытных российских предпринимателей, действия: подключиться к электросетям, оформить участок под строительство, найти обязательных российских поставщиков… Подчеркнем, речь идет об инвестициях в материальное производство, которое в России пытаются сосредоточить в особых экономических зонах или кластерах.

Читайте также: Сорвется ли Центробанк с долларового поводка?

Помочь западным промышленникам разворачивать новые мощности призваны так называемые дорожные карты — калька с американизированного обозначения маршрутных листов или путевок, известных российским профессиональным водителям. Девять дорожных карт, состоящих из 173 мероприятий охватывают все проблемные для иностранцев зоны: энергетику, поддержку экспорта, таможенное администрирование, регистрацию недвижимости, конкуренцию, строительство и так далее.

Однако, как выяснилось на недавнем заседании правительства РФ, исполнено лишь 84 мероприятия, меньше половины. Среди достижений, о которых упомянул министр экономического развития А. Улюкаев — сокращение сроков подключения к энергоструктуре до 6 месяцев, при этом затраты на разработку техусловий сокращаются в три раза. Отменено требование о предоставлении паспорта сделки в таможенные органы, декларации и другие документы можно предоставлять в электронном виде, а время таможенных операций сократилось вдвое — с 80 до 40 минут.

Есть аналогичные положительные результаты и в других сферах — строительстве, поддержке экспорта. Вероятно, в том числе и по этим причинам инвестиции в особые экономические зоны и их промышленные кластеры в прошлом году возросли в 2,3 раза и составили около 63 миллиардов рублей или примерно 2 миллиарда долларов.

Однако цифры эти теряются на фоне общего объема иностранных инвестиций в прошлом году — 155 миллиардов долларов. Куда они идут? Краткий анализ показывает, что почти 90 процентов от этой громадной суммы, 134 миллиарда, приходится на торговые и прочие кредиты, то есть, чисто финансовый капитал. При этом половина суммы приходится на краткосрочные, до 6 месяцев, заимствования. Эти кредиты брали российские предприятия, чтобы решать текущие задачи: пополнить оборотные средства. И стратегические: обновить и расширить производство. В зависимости от объема и залогов среднеевропейская ставка таких кредитов колеблется от 4 до 6 процентов годовых.

Получается, что российские промышленные предприятия берут деньги в долг на Западе под высокие проценты, в то время, как, с легкой руки бывшего министра финансов А. Кудрина, часть доходов от нефтегазового экспорта на сумму в сотни миллиардов долларов были размещены под 1,5-2 процента годовых в американских долговых расписках! Логика, мягко говоря, непонятная. Одной рукой государство заманивает с помощью дорожных карт иностранных инвесторов, тратя на это ощутимые суммы, а другой — загоняет в кредитные тиски собственных производителей, лишая их доступа к свободным финансовым ресурсам по льготным ставкам.

Читайте также: Как "лучший министр финансов" устроил потоп

При этом эти ресурсы направляются, чтобы поддержать, в конечном итоге, американскую экономику и американские промышленные компании. И стоит ли удивляться, что финалом такой политики стал дефицит бюджета в 560 миллиардов рублей, по последней официальной информации минфина РФ. А ведь эта бюджетная "дырка" была получена в условиях небывало благоприятной экспортной конъюнктуры и стабильного состояния отечественной экономики.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

 

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


В. Шанцев: Приоритет — инвестиционная политика
Комментарии
Запад перейдет с алкоголя на синтетику, чтобы не испытывать похмелья
Врачи поставили точку: злоупотребление смартфоном чревато раком
Путин поблагодарил Трампа за данные о террористах в Петербурге
Запад перейдет с алкоголя на синтетику, чтобы не испытывать похмелья
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Запад перейдет с алкоголя на синтетику, чтобы не испытывать похмелья
Запад перейдет с алкоголя на синтетику, чтобы не испытывать похмелья
Су-30СМ: Фантастический трюк русских летчиков
Российские хоккеисты сменят герб на форме на силуэт игрока
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Российские хоккеисты сменят герб на форме на силуэт игрока
Российские хоккеисты сменят герб на форме на силуэт игрока
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры