Автор bratkov

И теперь наш грязный атом иностранцы кроют матом

Миллионы долларов растворились в жидких отходах
В Мурманске разразился скандал, связанный с освоением иностранных инвестиций, направленных России на экологические цели. Несколько миллионов долларов, выделенных США и Норвегией для строительства на мурманском ФГУП "Атомфлот" установки по переработке жидких радиоактивных отходов (ЖРО), были превращены в оборудование, которое вот уже третий год не могут заставить работать. При этом руководство "Атомфлота" (подрядчик проекта) говорит о проблемах с финансированием и обвиняет в недостаточно эффективном управлении проектом заказчика — межотраслевой координационный центр "Нуклид" из Санкт-Петербурга. А представители "Нуклида" считают, что во всем виновато руководство "Атомфлота", не выполняющее договорные обязательства по контракту.

С некоторых пор в конфликте участвуют профильные министерства — Минатом и Минтранс, которые, впрочем, тоже пока не могут разрешить ситуацию. Между тем, по оценкам экспертов, ситуация со строительством установки по переработке ЖРО может иметь далеко идущие последствия и для международного сотрудничества на Северо-Западе России, и для экологии Мурманской области.

ПО СЛЕДАМ ЛОНДОНСКОЙ КОНВЕНЦИИ

В 1994 году США и Норвегия согласились участвовать в проекте под названием "Мурманская инициатива — РФ", чтобы помочь России выполнить требования Лондонской конвенции 1972 года, которая запрещает захоронение в Мировом океане радиоактивных отходов. ЖРО с российских атомных ледоколов сливались в Баренцево море до 1989 года, ЖРО с атомных подводных лодок Северного флота — до 1993 года. Ситуация стала меняться лишь после того, как на мурманском ФГУП "Атомфлот" была построена установка для переработки ЖРО мощностью 1200 кубических метров в год. Однако она работала только с отходами жизнедеятельности атомных ледоколов, при этом считалось, что для переработки ЖРО с Северного флота требовалось оборудование большей мощности. Это и стало главным мотивом модернизации старой установки и строительства на ее основе новой — мощностью до 5000 кубических метров в год, финансировать которую взялись Норвегия и США.

Стоимость установки составила, по оценкам представителей "Атомфлота", примерно 6 миллионов долларов (участники проекта, включая Россию, выплатили эту сумму примерно в равных долях). Деньги выделялись постепенно: США и Норвегия согласились финансировать проект поэтапно. Заказчиком проекта стал Минатом РФ, фактическим менеджером — одна из вспомогательных структур этого министерства, межотраслевой координационный научно-технический центр "Нуклид" (г. Санкт-Петербург). В качестве проектанта "Нуклид" выбрал питерский институт промышленных и энергетических технологий ВНИПИЭТ, известный своими разработками оборудования для атомных станций. Подрядчиком стало мурманское ФГУП "Атомфлот", которое сегодня подчиняется Минтрансу РФ.

Норвежцы и американцы, не видевшие в реализации проекта особых проблем, ожидали, что уже через пару лет новая установка заработает. Но проекту была уготована сложная судьба. В 1998 году намечалось официальное открытие установки с присутствием министра иностранных дел Норвегии (в то время Кнут Воллебек), сопровождаемого норвежским пресс-корпусом. Но министр был лишен чести провести церемонию открытия, так как в то время на месте установки была лишь строительная площадка. В том же году король Норвегии Харальд тоже посетил строительную площадку, но также был лишен возможности официально ее открыть. В мае 2002 года делегация норвежского МИДа во главе с госсекретарем министерства Элсбет Тронстад приехала в Мурманск, чтобы ознакомиться с результатами реализации проекта "Мурманская инициатива". Однако норвежцы не были допущены в цех, где находится новая установка, из-за отсутствия у членов делегации справок о прохождении медицинского обследования. По версии международной экологической организации "Bellona", действительной причиной отказа в осмотре установки стало слишком медленное устранение технических недостатков проекта, которое могло не понравиться норвежцам.

В ОЖИДАНИИ РЕВИЗИИ

К сожалению, первоначальный проект новой установки, разработанный институтом ВНИПИЭТ, оказался настолько "сырым", что был попросту непригоден к реализации. В дальнейшем это стало причиной целого ряда технических проблем.

В марте 2001 года, когда на новой установке по переработке ЖРО проводились государственные испытания, выяснилось, что не работают система гидровыгрузки ЖРО и узел цементирования. В ноябре 2002 года недостатки в системе были устранены, но установку запустить так и не смогли. Ее торжественное открытие планировали сначала в 2001 году, потом его отложили на год, а потом — до середины 2003 года.

В июле нынешнего года, когда прошли все контрольные сроки, специалисты "Атомфлота" пришли к выводу, что запустить новую установку по переработке ЖРО, в которую вложено несколько миллионов иностранных денег, в сегодняшних условиях невозможно. Именно этому была посвящена пресс-конференция, которую провел на прошлой неделе директор ФГУП "Атомфлот" Александр Синяев. Он заявил, что установка не может быть введена в строй из-за технических недостатков проекта и проблем с финансированием.

По словам господина Синяева, заказчик проекта, межотраслевой координационный центр "Нуклид" из Санкт-Петербурга, и проектант, питерский институт ВНИПИЭТ, допустили "неоправданное упрощенчество", из-за чего проект установки пришлось неоднократно переделывать.

ФГУП МКЦ "Нуклид" является структурой Минатома РФ и был создан этим министерством в том числе и для реализации в российских регионах сравнительно небольших экологических проектов. "Нуклид" участвует в нескольких международных программах, выступая в них заказчиком проектов и главным распорядителем иностранных инвестиций. В случае с "Мурманской инициативой" МКЦ тоже распоряжался средствами, выбирал проектанта для новой установки и сам же с ним расплачивался. По мнению руководства "Атомфлота", именно "Нуклид" несет ответственность за решение финансовых и технических проблем проекта.

- По нашим оценкам, сегодня для окончательной технической доводки и сертификации некоторых узлов установки, необходимых для ее пуска, требуется около 2 миллионов рублей, — сказал директор "Атомфлота". — Но поскольку наше предприятие дополнительно вложило в строительство установки 13 миллионов рублей из собственных средств, которые нам пока никто не возместил, для завершения проекта потребуется в общей сложности 15 миллионов рублей. Норвежцы и американцы по понятным причинам больше не хотят вкладывать деньги в этот проект. Что касается заказчика проекта — МКЦ "Нуклид" - то он ведет себя пассивно и пытается переложить всю ответственность на плечи главного подрядчика — "Атомфлота". Мы предлагаем провести полную ревизию проекта, чтобы узнать, на что были потрачены деньги, и официально подтвердить точную сумму, необходимую для запуска установки, однако не находим понимания у "Нуклида"...

Александр Синяев признал, что на сегодняшний день "Атомфлот" находится с "Нуклидом" в состоянии конфликта, и это, естественно, делу не помогает. По его мнению, сегодня сложно говорить о том, когда можно будет запустить установку, хотя, в сущности, большая часть технических сложностей сегодня устранены.

"СТОП-СИГНАЛ" ДЛЯ "АТОМФЛОТА"

У руководства "Нуклида" свое видение ситуации. Там признают, что проектирование установки действительно оставляло желать лучшего, но в то же время считают, что руководство "Атомфлота" абсолютно не заинтересовано в пуске нового объекта.

- С ноября 2002 года "Нуклид" не может заставить руководство "Атомфлота" подготовить свои помещения к повторным испытаниям, — прокомментировала ситуацию "Курьеру" директор МКЦ "Нуклид" Нина Яновская. — "Атомфлот" "вымучивает" различные поводы — вплоть до технологических инцидентов, — чтобы не запускать установку. Несмотря на неоднократные обращения "Нуклида", "Атомфлот" не желает останавливать старую установку, без чего технологически невозможно испытать и ввести в строй новую, ведь обе они опираются на единый входной блок приема ЖРО. Новая установка может быть запущена уже в третьем квартале нынешнего года, однако "Атомфлот" не выполняет взятые на себя договорные и гарантийные обязательства — в этом главная причина сложившейся ситуации.

По словам госпожи Яновской, для пуска новой установки требуется остановить старую всего на два месяца, и такая остановка не сможет нанести большого ущерба процессу переработки жидких радиоактивных отходов с атомных ледоколов, находящихся сегодня в доверительном управлении Мурманского морского пароходства (ММП). Решение об остановке старого оборудования находится в компетенции заместителя министра транспорта РФ Вячеслава Рукши, который пока не спешит отдавать соответствующее распоряжение. Руководитель "Нуклида" видит в таком подходе нежелание господина Рукши идти наперекор интересам ММП, выходцем из которого он является.

В "Нуклиде" считают, что пароходство по большому счету не заинтересовано в модернизации оборудования по переработке ЖРО, поскольку старая установка обслуживает только ММП, а новую ему придется делить с Северным флотом (соответственно, Минтранс будет делить новую установку с Минобороны). По мнению госпожи Яновской, эта ситуация побуждает Минтранс и "Атомфлот" всячески затягивать завершение проекта "Мурманская инициатива".

- Существует конфликт ведомственных интересов и конфликт отдельных личностей в Минобороны, Минтранса и Минатома России, — сказала "Курьеру" Нина Яновская. — Разногласия связаны не только с финансовыми схемами эксплуатации новой установки, которые могут быть разными для ММП и Северного флота, но и с отсутствием в разных ведомствах единой концепции обращения с радиоактивными отходами, единых подходов к использованию объектов федеральной собственности двойного назначения, к которым относится новая установка по переработке ЖРО.

КТО ОТВЕТИТ ЗА МИЛЛИОНЫ?

Надо отметить, что единого взгляда на причины, по которым проект остается незавершенным по сей день, нет не только у российских ведомств, но и у иностранных участников проекта. Когда проект анализировали специалисты счетной палаты Норвегии, отмечалось, что норвежское управление проектом оказалось неудовлетворительным. США видели причину бездействия установки в неэффективном управлении проектом российской стороной. Норвежское агентство по радиационной защите (NRPC) обвиняло американских участников в некоторых из возникших проблем. В одном из докладов агентства говорилось, что американские представители часто устанавливали нереальные сроки, намереваясь завершить проект, например, до президентских выборов в США. Согласно тому же докладу, американское оборудование производства компании "Honeywell", ставшее частью конструкции новой установки, также вызвало массу проблем. США между тем не выделили средств для адаптации этого оборудования к специфике перерабатывающей установки.

Но сегодня ни от Норвегии, ни от США реализация проекта "Мурманская инициатива" по большому счету уже не зависит. Сегодня завершение строительства целиком и полностью на совести российских ведомств, которые, впрочем, пока только обмениваются "любезностями" на заданную тему. Например, в начале июня нынешнего года заместитель министра транспорта РФ Вячеслав Рукша направил руководству Минатома письмо с предложением создать независимую техническую комиссию и провести независимую экспертизу проекта. "Основными причинами создавшегося положения явились грубые ошибки в проектировании, занижение стоимости проекта и несвоевременное финансирование работ... — пишет замминистра транспорта, — ...очевидны недоработка проекта и недостаточная скоординированность действий участников проекта и заказчика (МКЦ "Нуклид")...".

Руководство Минатома пока на это письмо не ответило. По сведениям "Курьера", в прошлом году Минатом попросту проигнорировал похожее обращение Минтранса. Стоит ли удивляться, что Минтранс не спешит выполнять просьбу "Нуклида", структуры Минатома, касающуюся остановки старой установки по переработке ЖРО?

Стороны по сей день препираются, делая хорошую мину при плохой игре. И, похоже, до конца не осознают, что своими отраслевыми баталиями подрывают доверие к нашему государству со стороны западных партнеров. Между тем ряд экспертов считает, что ситуация с реализацией проекта "Мурманская инициатива" может иметь далеко идущие последствия.

- Да, управление проектом "Мурманская инициатива" было организовано неудовлетворительно, — высказал "Курьеру" свою оценку директор мурманского офиса международной экологической организации "Bellona" Сергей Жаворонкин. (До прихода в "Bellona" он работал главным радиологом ММП и по роду службы обеспечивал строительство на "Атомфлоте" новой установки по переработке ЖРО. — Авт.). — Но главная проблема заключается в другом. Возникла ситуация, когда Россия не может отчитаться за миллионы долларов, выделенные ей Норвегией и США. Это "недоразумение" способно серьезно подорвать доверие иностранных инвесторов к нашему государству. Если российские ведомства не завершат проект, не разберутся, кто виноват в сложившейся ситуации и на что потрачены деньги, не примут мер, чтобы подобные недоразумения не повторялись впредь, иностранные государства могут пересмотреть свои подходы к оказанию экологической помощи России.

Игорь ЖЕВЕЛЮК
Норд-Вестъ курьер

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Запад испугался русского оружия на новых физических принципах
Испания готовит армию для оккупации Каталонии
Дольф Лундгрен: "Путин наводит чертов порядок!"
Дольф Лундгрен: "Путин наводит чертов порядок!"
Чтобы жить лучше, надо перестать платить безработным?
Дольф Лундгрен: "Путин наводит чертов порядок!"
Алина Кабаева рассекретила свою личную жизнь
В Москве нет места герою войны?
Правда, деньги и ракеты: что Путин показал Западу с "Валдая"
Всемирно известный мотиватор Ник Вуйчич выступит на фестивале молодежи и студентов в Сочи
Правда, деньги и ракеты: что Путин показал Западу с "Валдая"
Глава ЦРУ: жителям США следует приготовиться к ядерному удару КНДР
За и против: названы варианты болезненного ответа России на санкции США
Петербургская знать придет на торжественный показ "Матильды"
Дольф Лундгрен: "Путин наводит чертов порядок!"
Британцы похвалили Путина за широкую эрудицию после видео с Ткачевым
Алина Кабаева рассекретила свою личную жизнь
Психологи выяснили, чем так привлекает человека золото
Алина Кабаева рассекретила свою личную жизнь
Почему Земля "не слышит" инопланетные сигналы
Дорожные войны: народные инспекторы против автомобилистов