Кому нужны курорты воюющего Кавказа?

Кому нужны курорты воюющего Кавказа

В Дагестане прошедшие август и сентябрь стали временем резкого обострения войны правоохранительных органов с боевиками. Кривая насилия снова поползла вверх: много погибших и раненых. Может, хоть теперь, на фоне обострения войны, пришла пора пересмотреть стратегию создания на Северном Кавказе курортно-рекреационной зоны всероссийского масштаба?

Конечно, региону нужна помощь в стабилизации, но — помощь другая, более рациональная. Совсем не в виде строительства пансионатов прямо в зоне боевых действий.

Целесообразность принятия государственной программы для развития курортов Северного Кавказа с самого начала была сомнительной. Фактически исполнять эти планы должно было ОАО "Курорты Северного Кавказа", созданное в конце 2010 года. Кто и зачем выделил 60 миллиардов бюджетных рублей на создание инфраструктуры курортов в самом неспокойном регионе страны — большой вопрос. А всего с учетом денег частных инвесторов для строительства курортов предполагалось изыскать свыше 420 миллиардов рублей.

Читайте также: Эксперт: Кавказ надо не кормить, а развивать

Реализация планов как-то не заладилась. Бывший председатель совета директоров ОАО "Курорты Северного Кавказа" сейчас скрывается от российского правосудия где-то за границей. Но ОАО продолжает работу над целью, которая кажется бессмысленной в принципе. По программе в Дагестане — самой большой республике Северного Кавказа — предполагалось развивать приморский кластер и курорт Матлас. Республика действительно имеет хорошие возможности для развития туризма. Но "гладко было на бумаге, да забыли про овраги"…

В реальности в Дагестане идет настоящая война между террористическим подпольем и правоохранительными органами, с ежегодным числом убитых в несколько сот человек. Очевидно, что туризм и терроризм несовместимы. Первая бомба, взорвавшаяся на будущем, уже отстроенном курорте принесет убытки в десятки миллиардов рублей.

Читайте также: Корень всех кавказских проблем - в России?

Увы, вопросы обеспечения безопасности невозможно прописать ни в одном из программных документов по развитию туризма. А ведь это — ключевой вопрос. В мире есть примеры, когда один-единственный взрыв покончил с туристическими надеждами целых стран. Тем более опасность будет постоянно угрожать такому сложному региону как Дагестан, куда предполагается вложить огромные деньги.

Сегодня Дагестан уверенно идет в двух противоположных, даже — взаимоисключающих направлениях. С одной стороны, растет ожесточенность в противостоянии правоохранительных органов и боевиков-сепаратистов. С другой стороны, наращиваются объемы капиталовложений в сферу туризма.

Читайте также: Регионы: от двоечников до отличников

Оправдан ли этот риск? Сегодня пора задуматься об этом. Туризм — достаточно капиталоемкая отрасль, к тому же — чувствительная к внутриполитической обстановке. Что будет, если не удастся сломить сопротивление боевиков? Не окажутся ли объекты инфраструктуры туризма следующими мишенями их атак? И если это случится, что делать с многочисленными турбазами, санаториями и т. д., реконструкция и строительство которых начинается на побережье Каспия? Может быть, разумнее употребить имеющиеся средства на освоение шельфа Каспийского моря, что приносит огромные дивиденды соседнему Азербайджану? Или развивать в Дагестане легкую промышленность — как предложил председатель Ассоциации текстильщиков России Шамхал Ильдаров? Или изыскать иной способ.

Читайте также: Хочет ли российская армия дагестанцев?

В последние несколько месяцев, на фоне объявленного в преддверии сочинской Олимпиады "усиления" активности федеральных спецслужб им удалось провести немало успешных спецопераций. Но несмотря ни на что, сломить сопротивление подполья не получилось. Что же будет после Олимпиады — когда из Дагестана выведут все "приданные силы"? Об этом также надо думать при верстке планов и государственных программ.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

 

Автор Сергей Исрапилов
Сергей Исрапилов — кандидат исторических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру. *
Обсудить