"Сапсаны" сошлют в Сибирь

Активно продвигаемые РЖД планы строительства высокоскоростных магистралей (ВСМ) не получили поддержки Минэкономразвития и Минтранса. Там отметили, что скоростные магистрали необходимо возводить между сибирскими городами и поволжскими городами, а предлагаемые РЖД проекты ВСМ между Москвой, Петербургом и Екатеринбургом слишком затратны и не нужны.

Выполняя августовское указание, Минэкономразвития и Минтранс уточнили свои позиции относительно строительства в стране высокоскоростных магистралей. Напомним, что ранее РЖД просила у правительства 2,6 триллиона рублей. В эту сумму монополия включила не только строительство высокоскоростных магистралей (ВСМ), но и расходы по модернизации подвижного состава. РЖД предлагала соединить высокоскоростными магистралями также и города, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. Также РЖД планировала построить высокоскоростные пути на Варшаву и Таллин, однако в конце августа текущего года стало известно, что запрашиваемые средства не заложены в бюджет.

В МЭР уже подготовили проект доклада президенту, где чиновники выразили поддержку планам развития высокоскоростного движения в России, однако от ВСМ-1 (Москва-Питер) и ВСМ-2 (Москва-Екатеринбург) в ведомстве предлагают отказаться. По предварительным расчетам, магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом протяженностью 659 километров оценивалась в 1,12 триллионов рублей, причем 700 миллиардов рублей планировалось взять из бюджета.

Читайте также: РЖД отрекается от электричек

Министерство сомневается в экономической эффективности этого проекта, а взамен предлагает строить высокоскоростные магистрали между городами-миллионниками в Поволжье, Сибири и на Урале. Однако с учетом огромных затрат РЖД ставит на первое место именно реализацию проектов ВСМ Москва — Санкт-Петербург и Москва — Екатеринбург. Дело в том, что на этих линиях с учетом огромного количества жителей этих агломераций РЖД может обеспечить максимально возможную загрузку поездов. Ведь даже окупаемость "Сапсанов" по сей день является вопросом неоднозначным. И отмена "Сапсана" из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород подтверждает зыбкую арифметику прибыльности скоростного поезда.

В РЖД считают, что смогут перемещать по ВСМ московско-питерской агломерации порядка 10,5 миллионов человек в год. Ни на одной другой потенциальной ВСМ такого пассажиропотока не будет, тем более что, согласно одному из озвученных вариантов, ВСМ может захватить аэропорты Пулково и Шереметьево. Чиновники же отмечают, что строительство дороги между двумя столицами даст смешную (по сравнению с дикими затратами) экономию по времени. В лучшем случае она составит 45 минут. А потому нынешних дневных скоростных "Сапсанов", идущих 3 часа 45 минут и ночных поездов, где поездку можно совместить со сном, между городами вполне достаточно. А что касается ВСМ-2, которую планировалось проложить из Москвы в Екатеринбург через Казань и Нижний Новгород, то МЭР считает этот маршрут слишком протяженным и защищает позиции авиации, полагая, что по воздуху летать будет удобнее. Тем более, что и затраты на эту магистраль почти в два раза выше триллионных на ВСМ-1.

При этом МЭР предлагает обратить особое внимание на "несапсанизированные" регионы. В качестве пилотных проектов предлагаются участки Омск — Новосибирск, Казань — Самара, Новосибирск — Красноярск, Казань — Екатеринбург и Казань — Уфа. Строительство в Сибири и на Урале высокоскоростных магистралей создаст дополнительные условия для увеличения объема производства и развития регионов.

В центральных и восточных регионах страны необходимость резкого ускорения железнодорожного движения уже давно стало насущной. Неслучайно то и дело начинаются разговоры о создании параллели Транссибу, второго БАМа и так далее. Минтранс со своей стороны предлагает строить не высокоскоростные (300-400 километров в час), а скоростные магистрали (200 километров в час).

Читайте также: РЖД казенных денег не хватает

В планах Минтранса отсутствует высокоскоростная магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом и Екатеринбургом. В скоростном движении, по мнению Минтранса, также не нуждаются маршруты Москва — Минск — Варшава — Берлин, Москва — Киев, Москва — Рига и Санкт-Петербург — Таллин, которые планировались РЖД. В связи с тем, что из числа городов-участников исключен Ярославль, расходы сокращаются на 124 миллиарда рублей. По мнению транспортников, пока можно ограничиться скоростными трассами Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург (76,8 млрд рублей) и Москва — Харьков — Ростов-на-Дону — Краснодар — Адлер (210 млрд). Минтранс, таким образом, уложился в 286,8 млрд рублей.

Однако РЖД от своих планов отступаться не собирается. Компания намерена настаивать на строительстве ВСМ на самых выгодных с точки зрения окупаемости территориях. Разве что тактика продвижения и реализации этих проектов изменится. Например, строительство ВСМ-1 в РЖД предлагает начать с отрезка "Логовежь — Новая Тверь — Крюково" длиной 180 километров и ценой в 186 миллиардов рублей. Что это даст? Время в пути между Москвой и Тверью можно будет сократить до 40 минут, разгрузится часть Октябрьской железной дороги.

Что же касается ВСМ-2, то РЖД привязывает ее к проекту Транссиб-2… Хотя предлагаемый отрезок даже географически до Сибири не дотягивает.

На слушаниях в начале октября в Общественной палате генеральный директор ОАО "Скоростные магистрали" Денис Муратов пояснил, что высокоскоростная магистраль Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург частично будет проходить параллельно существующей Транссибирской магистрали и на нее можно будет направить часть пассажирских перевозок. Видимо, это позволит в целом ускорить широтный грузопоток.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Как Украина опозорилась со взносом в Совет Европы
Кремль потребовал немедленного вывода западных войск из Сирии
Адмирал США: Второй флот готов топить русских в Атлантике
В МИД объяснили, почему Россия должна была продать Аляску
Правительство решило взять деньги из карманов россиян
Ядерная зима мира: извержение Йеллоустонского супервулкана собираются спровоцировать
Atlantic Resolve: США запускает план "Барбаросса" против России
Кремль потребовал немедленного вывода западных войск из Сирии
Кремль потребовал немедленного вывода западных войск из Сирии
В МИД объяснили, почему Россия должна была продать Аляску
Житель Подмосковья устроил резню в вагоне метро
Правительство решило взять деньги из карманов россиян
Правительство решило взять деньги из карманов россиян
Президент Радев призвал Россию надуть Болгарию газом напрямую
Кремль потребовал немедленного вывода западных войск из Сирии
Венесуэла: победил не Мадуро, победил социализм
Ядерная зима мира: извержение Йеллоустонского супервулкана собираются спровоцировать
Кремль потребовал немедленного вывода западных войск из Сирии
"Растите бульбу": Белоруссию опять не приняли в ВТО
Россиян терзают "утюгами и паяльниками" за просроченные займы
Украина готовит "случайный" химический удар по Донбассу