Россия вложит 12 миллиардов долларов в экономику Таджикистана

Инвестиционная битва за Таджикистан

Когда мы слышим о Таджикистане, на ум сразу приходят мигранты, нелегально пересекающие границу в поисках лучшей жизни. А тем временем Россия намерена вложить в республику порядка 12 миллиардов долларов. Проект "Корпорация развития Средней Азии" должен стать альтернативной американскому "Новому Шелковому пути" по установлению влияния в регионе.

О необходимости проекта, который позволил бы России за ее пределами бороться с контрабандой наркотиков, говорил еще весной директор Федерального агентства по борьбе с наркотиками РФ Виктор Иванов. И вот теперь с ним согласно "Движение развития", полагающее, что Таджикистан является ключевой страной Центральноазиатского региона. Но эта формулировка вуалирует реальную цель Москвы.

Читайте также: ГЭС намыла Узбекистану мысли о войне

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана нуждается в союзниках. И если многие бывшие советские республики спят и видят себя в составе этого конгломерата, то Узбекистан и Украина не торопятся под российское крыло. Наоборот, посулы Европы и США для них гораздо слаще. В таком свете Таджикистан действительно выступает ключевым звеном среди государств Средней Азии. Сыграть на противоречивых отношениях Душанбе и Ташкента — это отплатить США их же монетой. Не секрет, что американский проект "Новый Шелковый путь", якобы призванный бороться с контрабандой наркотиков, на самом деле заточен под реализацию транспортных потоков в Евразии в обход России.

По задумке, "Новый Шелковый путь" должен пройти сквозь Евразийский континент и включать наряду с торговлей кооперацию в энергетической сфере. Опорным пунктом нового проекта являются Афганистан, страны Центральной Азии, Пакистан и Индия. И между этими странами необходимо создание интегрированной сети торгово-экономических отношений. Сегодня обсуждение проекта автоматически включается в повестку дня международных конференций, форумов и двусторонних встреч по безопасности, что является тревожным звонком, сигнализирующим об истинных причинах этого проекта. И сейчас это уже не Шелковый, а настоящий Газовый путь. Поскольку США постепенно переходят от военной миссии к экономической, как к наиболее эффективной стратегии для выигрыша в афганской кампании. Однако экономическая целесообразность данного проекта весьма сомнительна: ведь он не включает в себя Иран, через который проходил южный маршрут транспортной сети. В Среднюю Азию с ее массивными горными перевалами и разрушенной инфраструктурой придется серьезно вложиться.

В противовес влиянию Запада на постсоветском пространстве Россия решила инвестировать 12 миллиардов долларов в Таджикистан — страну весьма далекую, с которой у нашего государства нет общей границы. В последнее время российско-таджикские отношения нельзя назвать безупречными, однако следует отметить, что Россия является крупнейшим торговым партнером республики. Кроме топливных ресурсов, мы поставляем бывшим советским братьям металл, лес, строительные материалы. Очень важной является сфера межрегионального сотрудничества, в которой активно задействованы Свердловская, Ленинградская, Московская и Новосибирская области.

Но пока основными нерешенными вопросами являются строительство Рогунской ГЭС и нахождение на территории Таджикистана 201-й российской военной базы. Возможно, пресловутые 12 миллиардов "зеленых" будут потрачены на постановку точек в обеих ситуациях. Во всяком случае, таджикские послы неизменно поднимают тему строительства гидроэлектростанции через российские компании, а также механизмы ЕврАзЭС и Евразийского банка развития.

Впрочем, Россия и так находится на первом месте в списке инвесторов Таджикистана. За годы после развала Советского Союза сумма прямых инвестиционных вложений составила более 800 миллионов долларов. Поэтому, несмотря на всю заинтересованность Соединенных Штатов в Таджикистане, основную торговлю республика ведет также с Китаем и Ираном — заклятыми врагами Вашингтона. И здесь Москве маневрировать гораздо проще, ведь у нее плохих отношений с этими соседями нет. Более того, в последнее время Россия и КНР консолидируют свои усилия не только в экономике, но и в геополитике, которая продолжает оставаться серьезным инструментом влияния. А Тегеран и вовсе является для Душанбе братиком родным, поэтому сыграть на противоречиях этих двух стран Америке и вовсе не по зубам. Тем более, что таджикская экономика на сегодняшний день не способна переварить большой объем инвестиций, а США вкладывать крохи совсем невыгодно.

Читайте также: Узбекистан распахнул ворота для Америки

Экономика Таджикистана продолжает быть переходной, на мировых рынках капитала Душанбе остается заемщиком и при недостаточном уровне сбережений внутри страны нуждается в инвестициях. А тем временем страна обладает большим экономическим потенциалом для того, чтобы обеспечить стремительный рост. В Таджикистане за последние годы положения, регулирующие деловую среду, были упрощены, защита инвесторов в акционерных компаниях усилилась, были снижены требования в отношении капитала, необходимого для регистрации новых предприятий. Доклад "Ведение бизнеса 2012" показал, что республика на 67 позиций улучшила показатель, измеряющий легкость создания предприятий, а также на пять позиций поднялась по общему рейтингу легкости ведения бизнеса с 152 места в докладе "Ведение бизнеса 2011" до 147 в актуальном докладе.

Однако большое количество налогов, высокие процентные ставки, недостаток долгосрочного финансирования, дефицит электроэнергии и коррупция делает западных экспортеров неконкурентоспособными ввиду большой удаленности от Таджикистана. И пока что республика зарабатывает почти половину своего ВВП за счет переводов трудовых мигрантов, которые в большинстве своем трудятся как раз в России.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Илона Раскольникова
Илона Раскольникова — журналист,  репортер, специализирующийся на кавказской тематике, политике, экономике
Обсудить