Доллар обеспечен «ЧЕСТНЫМ СЛОВОМ». А рубль – долларом?

Кур рубля к доллару определяет не ЦБ, а "неучтенная экономика" России
В последние два месяца словесные интервенции стали, чуть ли не основным фактором, определяющим ситуацию на мировых валютных рынках. По сути дела судьбу курсов валют определяют даже не отчеты аналитиков и самих корпораций, а надежды и чаяния участников рынка. Недавно инвесторы решили, что американские активы привлекательнее европейских, и понеслось. Доллар одну за другой отвоевывает позиции, утерянные за последние несколько месяцев. Вчера курс евро откатился до уровня середины мая. И все это фактически результат тех или иных высказываний ньюсмейкеров экономики и политики.

Вспомним, в конце мая министр финансов США Джон Сноу вполне однозначно дал понять, что отныне американская администрация видит "силу" национальной валюты отнюдь не в величине ее курса. Рынок сделал однозначный вывод — власти США не будут поддерживать доллар. На следующий день известный финансовый спекулянт Джордж Сорос, отталкиваясь от заявления Дж. Сноу, предрек доллару незавидную судьбу и объявил, что начинает играть против него. После таких манифестов был ли у доллара хоть один шанс против евро? Нет. Поэтому вскоре после этого курс доллара по отношению к евро упал до рекордно низкой отметки — 1,1932 доллара за евро. Никакие заверения президента США Джорджа Буша-младшего о том, что политика США это — "сильный доллар" уже не смогли спасти положение.

Доллар продолжал падать, евро — возвышаться. Причем возвысился настолько, что реальные трудности в экономике стран Еврозоны не мог заметить даже слепоглухонемой пациент психиатрической лечебницы. Снижение базовой процентной ставки Европейским ЦБ оказалось мерой крайне необходимой, но запоздалой. Представители крупного европейского бизнеса подвергли руководство ЕЦБ критике. Политики стали высказывать громкие сомнения в необходимости столь высокого обменного курса европейской валюты, негативные отчеты по состоянию экономики стран Еврозоны докончили дело. Зато в это же время стали поступать хорошие экономические новости из США, плавно переросшие в бум на фондовой бирже. И доллар стал отыгрывать давно утерянные позиции на фоне слабеющего на глазах евро. Позавчерашнее и вчерашние выступления главы Федеральной резервной системы Алана Гринспена в Конгрессе США увенчали процесс контрнаступления.

Рынок к этому триумфу уже некоторое время был готов — корпоративные акции американских компаний шли вверх, госбумаги обесценивались на глазах. И даже, несмотря на то, что в своем выступлении г-н Гриспен снизил экономический прогноз на конец этого года, вера в величие и могущество американской экономики не развеялась. Да экономика США — "вялая", рост меньше, чем предполагалось, макроэкономические показатели неоднозначны. Но что все эти данные по сравнению с надеждами участников рынка на прибыли? Ерунда. Зато, по мнению главы ФРС, рост американского ВВП в следующем году достигнет уровня 4,25%, а процентные ставки будут низкими столько, сколько понадобиться. Так что, если рынок верит Алану Гринспену, то участник просто обязаны покупать доллары и сбрасывать евро. Судя по результатам торгов 16 июля, рынок Гринспену поверил.

В общем же с февраля 2002 года, когда началось ослабление американской валюты, по конец мая 2003 года курс доллара к евро упал на 30%. С тех пор курс доллара вырос пока только на 6,1%. На вчерашних торгах евро опускался до отметки 1,1115 доллара за евро. (на закрытии в Нью-Йорке накануне — 1,1214) , но потом подрос до уровня 1,1205 доллара за евро. С 11 июля евро подешевел на 1,6%. Таковы дела за океаном. Но все эти трагические бури отнюдь не захлестывают российский валютный рынок.

На вчерашних торгах в СЭЛТ курс американской валюты после некоторого подъема умеренно снизился. Эксперты полагают, что нисходящая коррекция рынка была обусловлена и техническими, и психологическими факторами. Напомним, что ЦБ РФ накануне пришлось вмешаться в торги, чтобы допустить большего укрепления доллара по отношению к рублю. Возникли даже версии о возможности скачкообразного "ослабления" рубля по отношению к доллару — то есть фактического обвала курса рубля. ЦБ такое развитие событий из сценариев действительности исключил. И сегодня участники торгов, очевидно, не решаются продолжить игру на повышение курса доллара. При этом ситуация в сфере рублевой банковской ликвидности остается благоприятной, а на международном валютном рынке благодаря "честному слову" Гринспена доллар укрепляется по отношению к основным мировым валютам. То есть существуют все основания, чтобы рынок возобновил рост. Препятствие только одно — позиция ЦБ РФ. И аналитики уверены, что у ЦБ есть все возможности не упускать ситуацию из-под контроля.

Показательно, на взгляд экспертов, появление в профессиональной печати именно сейчас публикаций о реальном соотношении и обеспеченности мировых валют и рубля. Так, как выясняется, рубль обеспечен золотовалютными резервами на 85%, в то время как иена обеспечена всего на пять, а доллар так и вовсе — только на 3%. По этому и некоторым другим признакам рубль сегодня — чуть ли не самая полновесная валюта мира. А доллар, выходит, обеспечен лишь "честным словом". Однако рубль не входит в "клуб" свободно конвертируемых валют. И это серьезное препятствие.

В статье по этому поводу, опубликованной в июльском номера журнала "Финансовый контроль", экономический обозреватель Владимир Михайленко пишет, что сам по себе вопрос стоимости денег состоит из огромногочисла факторов и тенденций, говорится в статье. За денежной единицей любой страны стоит не только размер национального ВВП, но и политическая стабильность, и сырьевые запасы, и инвестиционный климат, и положение страны на мировой политической арене, и еще много чего. В России почти вся сфера услуг не попадает в официальные сводки Госкомстата. По некоторым данным это — половина торговых операций, почти все ремонтно-строительные работы, игорный бизнес, обмен валют и многое другое. Даже рынок мздоимства оценивается экспертами в 30 млрд. долларов в год, но эти обороты по купле-продаже властных полномочий, естественно, нигде не фиксируются и не учитываются.

Получается, что российская экономика имеет колоссальный запас прочности. Неучтенная денежная масса обеспечивает бесперебойное функционирование важнейших отраслей народного хозяйства. И не ЦБ России устанавливает курс доллара, а реальная экономика. Казалось бы, многое говорит в пользу конвертируемости рубля. И все же до этого пока не близко. Чтобы ускорить его мировое признание, необходимо, прежде всего, помимо прочего, сделать финансовые потоки в нашей стране предельно прозрачными.

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру