Автор Правда.Ру

Рецепт коктейля «Коэльо»

Феномен дикой, неестественной популярности зарубежных писателей в России случается не первый раз.

Сегодня разыгрывается последнее действие представления "Как мы любим Коэльо".

До этого литературные критики могли уже с изумление наблюдать первую вспышку эпидемии, случившейся, правда, только среди элитных слоев читателей, под названием "Кортасар".

Потом охватившая всю Россию пандемия под именем "Умберто Эко" снова потрясла нежных литературоведов. С чего бы?

Хорошая, крепкая проза, в которой все ее многочисленные достоинства запрятаны под такими культурными наслоениями, что не-филологу и не-историку, и не-культурологу самостоятельно продраться до этих достоинств почти невозможно.

Одно из лучших изданий романа "Имя Розы" в России недаром было снабжено предисловием Юрия Лотмана с комментариями на тему семантики и семиотики культурного текста.

Многие ли из тех, кто считает себя поклонниками и знатоками творчества Эко, прочли все труды Лотмана, а еще лучше плюс к ним — Бахтина, Лихачева...

Нет, назвать глубоким и подлинным интерес читающей публики к творчеству Эко с одной стороны, нельзя.

С другой — ничем иным, как подлинностью интереса невозможно объяснить переполненные залы на встречах с писателем, приезжавшим в Россию.

Детективный сюжет с красной ниткой любовной коллизии сам по себе не может служить основанием для невероятной любви читателя к книге — крепких детективов в России издается достаточно много. Не говоря уж о любовных романах. Доказательство этой на первый взгляд обыкновенности книги — фильм по роману — не плохой, не хороший — просто фильм получился- исторический детектив с элементами триллера.

Разгадка?
Разгадка в желании приобщиться к классике в ее адаптированном варианте. Тоска русской души по хорошей классической литературе и желание современного рафинированного разума утолить эту тоску "концентратом", этаким литературным "Эссенциале-форте".

Тот же Толстой, Достоевский, не говоря уж о Пушкине, тоже не раскрываются сразу. Перечитывая их через годы, читатель видит всякий раз разное, в соответствии со своим опытом, возрастом и умением читать сложную литературу.

Но сколько бы "классики" не был способен впитать читатель, в любом случае читать "Войну и мир" или "Преступление и наказание" - трудно. Это литература, которая требует отдачи себя взамен писательской энергетики.

С Умберто Эко русский читатель почуял возможность лазейки утоления читательской жажды по облегченному варианту. Прочитал детектив, с осознанием, что те пласты, о которых в предисловии написал Лотман, тоже отложились и рано или поздно из подсознания выйдут в сознание, и эффект от прочтения "легкой классической книжки" скажется в полной мере.

Не факт, конечно, не факт. Но, безусловно, доля истины в такой надежде есть, потому что читать Умберто Эко любым способом — все же душеполезней, чем Гарднера или Чейза, не говоря уж об истории Анжелики...

Но время минуло, и об Эко, хотя он продолжает что-то благополучно творить, по крайней мере в области семиотики, благополучно забыли.

Потому что появился Коэльо. И мощный ураган любви русского народа, самого читающего в мире, взмыл с такой силой, что сам Кэольо, приезжая в Россию, несказанно дивился своей популярности.

А секрет популярности прост — хорошая литература, дающая нежирную пищу для ума и души в еще более усовершенствованном варианте, нежели у Эко. Все умные мысли, и вся структура произведения — как на ладони. К тому же — объем. Осилить тоненькую книжку Коэльо много легче, чем толстый роман. Ну да, такой вот утилитарный подход.
-Вы читали Эко?
-Читаю (то есть, книжка лежит на ночном столике примерно полгода).
-Вы читали Коэльо.
-Да, вчера только прочел. (Начал в метро, продолжил за ужином, засыпая, торопливо перевернул последний лист книжки).

Только опасность Коэльо в том, что концентрация духа, или, если хотите, духовности, на одну отдельно взятую страницу текста Коэльо — неизмерима мала.

И, привыкая считать высокой литературой его книги, поколение впитывает, восхищаясь, западную адаптацию, думая, что это и есть настоящая литература.

Винить некого. На фоне скандалов с Сорокиным и Лимоновым, на фоне неисчислимых литературных премий неизвестно кому, неизвестно за что, читатель дезориентирован, а тоненькие книжки Коэльо — светлый маячок в странном мире современной литературы на русском.

Итак, рассмотрим ингредиенты коктейля Коэльо, потому что удача автора в талантливо сделанной компиляции успешных и хорошо "продаваемых" на протяжении веков, столетий, десятилетий, литературных артефактов.

Крепкая основа — евангельский сюжет о том, что добро в итоге обязательно побеждает зло, даже если на первый взгляд это не так. В сущности, литературоведы давно пришли к выводу, что сюжет в мире только один, и лучше всего он разработан в Евангелии. Все остальное — лишь производное.

Из Евангелия взят успешный у читателя жанр — притча. Естественно, притчи Коэльо не являются таковыми в классическом виде, но притчевости как во внутренней структуре текста, так и во внешней форме повествования, у него не отнимешь.

Следующий ингредиент, который дает странный привкус — немножко восточной мудрости в целом, и — буквально несколько капель — всего понемногу буддизма, конфуцианства, даосизма — отличный букет экзотической пряности и новизны на фоне христианских традиций русской литературы.

Затем -изрядная толика Кастанеды, разбавленного просто водой. Понятно, что Кастанеда шел "на ура" у поколения, которому его запрещали — запретного Кастанеду можно было прочитать, выучить наизусть и применить в действии, нажравшись грибов и пейотля или того, что за него выдавали на рынке наркотиков.

Но следующему поколению, для которого Кастанеда в своем многотомном собрании был доступен — ешь, не хочу, — есть его не хотелось. Хотелось полегче, не на уровне "жизнь — смерть", как развилка на пути воина, а на уровне текилы и рассуждений о пути воина рано утром перед закрытием столичного клуба.

Так получите. Откройте Коэльо, и вы узнаете, о пути воина все, что стеснялись спросить, или ленились узнать. В таком адаптированном варианте Кастанеда даже не противоречит христианским началам — гомеопатические порции Кастанеды, в которых сохранен антураж, но выпарены яд и соль, никому не опасны.

Только бренд "путь воина" использован несколько неэтично, однако путь воина у Кастанеды и у Коэльо — две такие разницы, что "путь" Коэльо вполне можно назвать "путь воина плюс"...

И последняя составляющая, живительный сок отлично написанной практической психологии. Просто беллетристически изложенный практикум, унифицированная Луиза Хэй и указание выхода из тотальной депрессии, в которую оказалось повержено человечество на рубеже тысячелетий.

"Если ты чего-нибудь по настоящему хочешь, тебе помогает вся Вселенная" - самая модная цитата на сегодняшний день. Даже Алла Пугачева цитирует. Не интеллектуальный писатель Коэльо, а просто попсовый — до неприличия.

К тому же на Коэльо гадают. Как раньше гадали на "Евгении Онегине" и на Библии.

Впрочем, гадание не всегда бывает удачным — фраз для цитирования вроде Вселенной, которая бросит все, и кинется тебе помогать сразу же, как ты только чего-то захочешь, у Коэльо достаточно. Но 100% текста они все же не составляют. Так что Ицзин для этих целей все же эффективнее и это достаточно быстро стало понятно.

Как стало понятно и то, что рынок затоварен Коэльо. Цена на книжки стремительно падает, на каждом лотке — Коэльо в твердом переплете, он же — в мягком переплете, но мода на коктейли долго не держится. Жаль лишь тех, кто пристрастился и думает, что пьет из первичного, вечно-великого источника хорошей, вечной классической литературы. А Коэльо, как ни мил, но ужасно вторичен, и от этого — никуда не уйти при всей нашей русской сумасшедшей любви к талантливой прозе Коэльо.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Комментарии
Собственная почка как стартовый капитал
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Евросоюз сделал роуминг бесплатным
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Рост цен и доходы россиян: главные задачи правительства — Никита МАСЛЕННИКОВ
Девушка в инвалидном кресле впервые приняла участие в конкурсе "Мисс мира"
Зачем Россия в ответ на санкции скупает золото — Алексей ВЯЗОВСКИЙ
Эксперт: Попытки ввести уроки полового воспитания, особенно в начальной школе, - настоящее растление
ЭКСПЕРТЫ — о том, что мешает отменить роуминг в России
Путин честно объяснил рост цен на бензин
Навальный поднял на смех депутата-инвалида по зрению
Санкции США: захочет ли Россия ответить?
Диагноз психолога: Стресс от ЕГЭ легко может довести до суицида
"Большая четверка" операторов ответила на требование ФАС о роуминге
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе
В России падение цен достигло максимального уровня за последние 14 лет
Юлия ЧИЧЕРИНА: "Впервые буду смотреть "Евровидение"
Новые санкции США против России: почему их не стоит бояться
Десять российских партий объединились в блок "Третья сила"
Адвокат ивантеевского стрелка рассказал о том, что тот просит прощения
Вадим ДЕНЬГИН: сотовые операторы — жирные коты — должны зависеть от нас, а не мы от них