Автор Правда.Ру

Рецепт коктейля «Коэльо»

Феномен дикой, неестественной популярности зарубежных писателей в России случается не первый раз.

Сегодня разыгрывается последнее действие представления "Как мы любим Коэльо".

До этого литературные критики могли уже с изумление наблюдать первую вспышку эпидемии, случившейся, правда, только среди элитных слоев читателей, под названием "Кортасар".

Потом охватившая всю Россию пандемия под именем "Умберто Эко" снова потрясла нежных литературоведов. С чего бы?

Хорошая, крепкая проза, в которой все ее многочисленные достоинства запрятаны под такими культурными наслоениями, что не-филологу и не-историку, и не-культурологу самостоятельно продраться до этих достоинств почти невозможно.

Одно из лучших изданий романа "Имя Розы" в России недаром было снабжено предисловием Юрия Лотмана с комментариями на тему семантики и семиотики культурного текста.

Многие ли из тех, кто считает себя поклонниками и знатоками творчества Эко, прочли все труды Лотмана, а еще лучше плюс к ним — Бахтина, Лихачева...

Нет, назвать глубоким и подлинным интерес читающей публики к творчеству Эко с одной стороны, нельзя.

С другой — ничем иным, как подлинностью интереса невозможно объяснить переполненные залы на встречах с писателем, приезжавшим в Россию.

Детективный сюжет с красной ниткой любовной коллизии сам по себе не может служить основанием для невероятной любви читателя к книге — крепких детективов в России издается достаточно много. Не говоря уж о любовных романах. Доказательство этой на первый взгляд обыкновенности книги — фильм по роману — не плохой, не хороший — просто фильм получился- исторический детектив с элементами триллера.

Разгадка?
Разгадка в желании приобщиться к классике в ее адаптированном варианте. Тоска русской души по хорошей классической литературе и желание современного рафинированного разума утолить эту тоску "концентратом", этаким литературным "Эссенциале-форте".

Тот же Толстой, Достоевский, не говоря уж о Пушкине, тоже не раскрываются сразу. Перечитывая их через годы, читатель видит всякий раз разное, в соответствии со своим опытом, возрастом и умением читать сложную литературу.

Но сколько бы "классики" не был способен впитать читатель, в любом случае читать "Войну и мир" или "Преступление и наказание" - трудно. Это литература, которая требует отдачи себя взамен писательской энергетики.

С Умберто Эко русский читатель почуял возможность лазейки утоления читательской жажды по облегченному варианту. Прочитал детектив, с осознанием, что те пласты, о которых в предисловии написал Лотман, тоже отложились и рано или поздно из подсознания выйдут в сознание, и эффект от прочтения "легкой классической книжки" скажется в полной мере.

Не факт, конечно, не факт. Но, безусловно, доля истины в такой надежде есть, потому что читать Умберто Эко любым способом — все же душеполезней, чем Гарднера или Чейза, не говоря уж об истории Анжелики...

Но время минуло, и об Эко, хотя он продолжает что-то благополучно творить, по крайней мере в области семиотики, благополучно забыли.

Потому что появился Коэльо. И мощный ураган любви русского народа, самого читающего в мире, взмыл с такой силой, что сам Кэольо, приезжая в Россию, несказанно дивился своей популярности.

А секрет популярности прост — хорошая литература, дающая нежирную пищу для ума и души в еще более усовершенствованном варианте, нежели у Эко. Все умные мысли, и вся структура произведения — как на ладони. К тому же — объем. Осилить тоненькую книжку Коэльо много легче, чем толстый роман. Ну да, такой вот утилитарный подход.
-Вы читали Эко?
-Читаю (то есть, книжка лежит на ночном столике примерно полгода).
-Вы читали Коэльо.
-Да, вчера только прочел. (Начал в метро, продолжил за ужином, засыпая, торопливо перевернул последний лист книжки).

Только опасность Коэльо в том, что концентрация духа, или, если хотите, духовности, на одну отдельно взятую страницу текста Коэльо — неизмерима мала.

И, привыкая считать высокой литературой его книги, поколение впитывает, восхищаясь, западную адаптацию, думая, что это и есть настоящая литература.

Винить некого. На фоне скандалов с Сорокиным и Лимоновым, на фоне неисчислимых литературных премий неизвестно кому, неизвестно за что, читатель дезориентирован, а тоненькие книжки Коэльо — светлый маячок в странном мире современной литературы на русском.

Итак, рассмотрим ингредиенты коктейля Коэльо, потому что удача автора в талантливо сделанной компиляции успешных и хорошо "продаваемых" на протяжении веков, столетий, десятилетий, литературных артефактов.

Крепкая основа — евангельский сюжет о том, что добро в итоге обязательно побеждает зло, даже если на первый взгляд это не так. В сущности, литературоведы давно пришли к выводу, что сюжет в мире только один, и лучше всего он разработан в Евангелии. Все остальное — лишь производное.

Из Евангелия взят успешный у читателя жанр — притча. Естественно, притчи Коэльо не являются таковыми в классическом виде, но притчевости как во внутренней структуре текста, так и во внешней форме повествования, у него не отнимешь.

Следующий ингредиент, который дает странный привкус — немножко восточной мудрости в целом, и — буквально несколько капель — всего понемногу буддизма, конфуцианства, даосизма — отличный букет экзотической пряности и новизны на фоне христианских традиций русской литературы.

Затем -изрядная толика Кастанеды, разбавленного просто водой. Понятно, что Кастанеда шел "на ура" у поколения, которому его запрещали — запретного Кастанеду можно было прочитать, выучить наизусть и применить в действии, нажравшись грибов и пейотля или того, что за него выдавали на рынке наркотиков.

Но следующему поколению, для которого Кастанеда в своем многотомном собрании был доступен — ешь, не хочу, — есть его не хотелось. Хотелось полегче, не на уровне "жизнь — смерть", как развилка на пути воина, а на уровне текилы и рассуждений о пути воина рано утром перед закрытием столичного клуба.

Так получите. Откройте Коэльо, и вы узнаете, о пути воина все, что стеснялись спросить, или ленились узнать. В таком адаптированном варианте Кастанеда даже не противоречит христианским началам — гомеопатические порции Кастанеды, в которых сохранен антураж, но выпарены яд и соль, никому не опасны.

Только бренд "путь воина" использован несколько неэтично, однако путь воина у Кастанеды и у Коэльо — две такие разницы, что "путь" Коэльо вполне можно назвать "путь воина плюс"...

И последняя составляющая, живительный сок отлично написанной практической психологии. Просто беллетристически изложенный практикум, унифицированная Луиза Хэй и указание выхода из тотальной депрессии, в которую оказалось повержено человечество на рубеже тысячелетий.

"Если ты чего-нибудь по настоящему хочешь, тебе помогает вся Вселенная" - самая модная цитата на сегодняшний день. Даже Алла Пугачева цитирует. Не интеллектуальный писатель Коэльо, а просто попсовый — до неприличия.

К тому же на Коэльо гадают. Как раньше гадали на "Евгении Онегине" и на Библии.

Впрочем, гадание не всегда бывает удачным — фраз для цитирования вроде Вселенной, которая бросит все, и кинется тебе помогать сразу же, как ты только чего-то захочешь, у Коэльо достаточно. Но 100% текста они все же не составляют. Так что Ицзин для этих целей все же эффективнее и это достаточно быстро стало понятно.

Как стало понятно и то, что рынок затоварен Коэльо. Цена на книжки стремительно падает, на каждом лотке — Коэльо в твердом переплете, он же — в мягком переплете, но мода на коктейли долго не держится. Жаль лишь тех, кто пристрастился и думает, что пьет из первичного, вечно-великого источника хорошей, вечной классической литературы. А Коэльо, как ни мил, но ужасно вторичен, и от этого — никуда не уйти при всей нашей русской сумасшедшей любви к талантливой прозе Коэльо.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Почему США объявили российское оружие "полным отстоем"
Почему США объявили российское оружие "полным отстоем"
Наша цивилизация на Земле - пятая по счету
Друзы Израиля возмущены законом о еврейском характере государства
Почему США объявили российское оружие "полным отстоем"
Путин: мне не нравится пенсионная реформа — как всему народу
Линия Путина: вдоль западных границ России началась военная стройка
Почему США объявили российское оружие "полным отстоем"
Официально: объявлено о начале торговой войны Европы и США
Браудер попросил не выдавать его России
В России готовы раскрыть сотни "незарегистрированных агентов" США
В Катаре назвали причины, почему превзойдут Россию в 2022 году
Энергия запаха правит миром
Якутия к концу года наконец достроит железную дорогу
Референдум в Донбассе - многоходовочка или "слив"?
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Запад: у России мощная экономика и беднеющий народ
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Россия готова зайти "максимально далеко" в диалоге с Японией
Что даст референдум в Донбассе, а потом и в Крыму
The Times поймали на незнании того, что такое ГРУ

О новом мировом порядке пока не говорят. Но о том, что новой Европе нужна новая система безопасности, речь идет уже давно. Теперь она начинает складываться. Насколько все-таки реальна и безопасна эта система? А точнее, сразу две системы? Об этом "Правде.Ру" рассказал директор международных проектов Института национальной стратегии Юрий Солозобов.

Новый мировой порядок Европы - вызов России