Крипто-хайп и разрушительная сила блокчейна

Как только биткоин вырос на 1824% в прошлом году и достиг своей пиковой цены почти в $20,000, крипто-мания начала распространяться. Его известность пролила свет и на такие понятия как блокчейн, криптовалюта и общедоступный регистр. Впрочем, для многих, они так и остаются покрытыми завесой тайны.

Существует много различных понятий термина блокчейн. Но упускается из виду основная проблема, которую он решает.

Важно понимать, что доверие — основной элемент в транзакциях.Бизнес-транзакции являются успешными только по причине того, что обмен ценностями между обеими сторонами защищён доверенными инструментами и институтами. Это и позволяет экономике функционировать на должном уровне и решает "Проблему Византийских Генералов".

Но обеспечение этого доверия тоже требует оплаты, обычно оно стоит несколько процентов от суммы транзакции. Например, когда мы что-то покупаем онлайн с помощью кредитной карты, мы можем увидеть то, что продавец требует около 2,5% за перевод. Когда мы инициируем транзакцию и вступаем в контракт, например, при покупке дома, мы платим комиссию юристам, местным органам власти, кредиторам, агентам по недвижимости и всем, кто является посредником.

И вот, появляется технология блокчейн. Впервые проблема человеческого доверия может быть решена с помощью такой технологии, которая гарантировала бы транзакцию без каких-либо вмешательств со стороны посредников, берущих свои проценты и влияющих на скорость её совершения.

Для обеспечения необходимого уровня доверия транзакции, блокчейн использует множество различных элементов, но есть два наиболее важных:

Общедоступный регистр. Он многократно копируется, синхронизируется и распределяется между всеми пользователями, будь то частное лицо, сайт, компания, или даже страна. Каждый пользователь подтверждает транзакцию и блок, а затем проверяет чужие данные транзакции и отправляет свои в ответ.

Криптография. Этот инструмент используется для обеспечения валидности транзакций в блокчейне, с помощью зашифрованных ключей, которые защищают каждую из них. А когда транзакция проведена и данные успели перейти всем участникам, становится практически невозможно изменить условия, так как придётся расшифровать и изменить копии данных у каждого участника.

Более того, технология блокчейн может полностью перевернуть экономическую систему, превратив её из классической и централизованной в общедоступную и независимую. Новая модель заставит потребителей отказаться от специальных институтов и профессионалов в пользу прямых транзакций, или одноранговой (P2P) экономической модели. Это окажет решающее воздействие на многие корпорации, которые долгое время обеспечивали доверие между сторонами и служили посредниками в каждой транзакции. Среди них окажутся финансовые организации, различные агентства по недвижимости, электронные коммерческие системы, ритейлеры и многие другие.

Перестрой экономической системы даёт многим возможность взглянуть на технологию блокчейн с другой стороны — как на новое поколение интернета, с огромным потенциалом для смены государственного и общественного строя. Исследовательская и консалтинговая компания Gartner, специализирующаяся на рынках информационных технологий, называет блокчейн частью "программируемой экономики", в которой движение активов и ценностей между потребителями будет полностью управляться внутри самой сети блокчейн.

После того, как американское бюро кредитной истории Equifax нарушило правила безопасности, у многих появилась серьёзная проблема, которая требует фундаментального решения. Блокчейн может предоставить такое решение, так как он снабжает каждого универсальным уникальным индивидуальным номером (ID), который обладает высокой степенью защищённости и имеется только у владельца. Возможно, следующий большой блокчейн-проект сможет предложить миру новые способы совершения платёжных операций с помощью ID, которые бы принимались повсеместно. Этот проект предоставил бы каждому собственный ID, который бы принимался любой онлайн и офлайн системой, позволял бы проводить операции между государствами и использовался только правительством для того, чтобы определить личность его носителя. Не будет нужды использовать множество различных паролей для идентификации в огромном количестве систем.

Сервисы, основанные на блокчейн-ID должны будут хранить ключевые данные о личности владельца, например, биометрические (отпечатки пальцев, сетчатки глаза и прочее). Биометрия станет главным компонентом идентификации и тогда отпадёт нужда в использовании пин-кодов и паролей. Личность станет не "набором знаний", а "набором сведений" о ней. Естественно, напрашиваются различные "но" касательно безопасности, однако, криптографическая натура блокчейна и хранение данных о личности только у носителя, решает эти проблемы, и угроза взлома станет если не невозможной, то очень трудной. В защиту этой точки зрения можно сказать, что владельцы современных смартфонов уже предоставили свои отпечатки пальцев, а обладатели IPhone X — добровольно "поделились" своим лицом с сервисом Apple Face ID.

Помимо пользы, блокчейн несёт и разрушительный потенциал для всей банковской системы. Банки являются посредниками сделок, по меньшей мере, более 2 000 лет. Когда блокчейн полностью встанет на ноги, то люди смогут совершать транзакции напрямую и практически мгновенно, а комиссия не будет стоить практически ничего. Банки, какими мы их знаем сейчас, полностью изменятся и будут выполнять другие функции. Им не придётся быть гарантами и посредниками транзакций.

Технология блокчейн несёт разрушительный потенциал только потому, что она может децентрализировать, помочь совершить, защитить и перевести транзакции в цифровой вид за минимальную цену. Поэтому, организациям стоит научиться принимать доверие как ключ к успеху и оценить, какое влияние блокчейн сможет оказать на их будущее.

Виртуальное доверие станет наиболее ценной цифровой валютой, которая превзойдёт "плавающий" биткоин и существенно упростит финансовые сделки, переведя их на одноранговую экономическую модель (P2P), которая сможет объединить человечество.

Автор Никита Лисицын
Никита Лисицын — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру