Рыбные порты: причалы преткновения

Ситуация на рынке рыбопродуктов в стране на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Сегодня он более чем на 20 процентов заполнен импортом. И уже этот показатель несет в себе угрозу продовольственной безопасности страны. Паниковать отечественному потребителю сегодня еще рано — рыба в отечественных морях есть, рыбаки ее ловят, а государство в лице Росрыболовства очень много делает для обеспечения рынка необходимой рыбной продукцией. Как в законодательной, так и в организационной сфере. Но, вместе с тем, конфликт интересов государства и некоторых представителей бизнеса, осуществляющих свою деятельность в рыбных портах, не способствует скорейшему решению обозначившихся проблем.

С учетом введенных против России санкций, перед рыболовным ведомством поставлена задача обеспечить бесперебойное поступление рыбных ресурсов на внутренний рынок России. Государству и предпринимателям предстоит выстроить большую транспортно-логистической инфраструктуру от рыбака до прилавка магазина, где рыба, кстати, должна стоить столько, чтобы любой пенсионер мог себе позволить ее купить. Эта цепочка включает в себя и морские порты, и инфраструктуру для контейнерных перевозок на всех возможных видах транспорта, и логистические центры для хранения и переработки рыбопродукции.

Первым звеном этой цепочки являются как раз причальные стенки рыбных портов, где улов сходит на берег. От того, насколько оперативно и качественно, сможет разгрузиться в порту зависит то, как быстро рыбный груз отправится в путь к потребителю.

В последнее время ряд дальневосточных изданий разразились бурной критикой в адрес подведомственного Росрыболовству ФГУПа "Нацрыбресурс", в ведении которого находятся причальные стенки рыбных портов. ФГУП обвинили в "удушении" портового бизнеса путем установления "оброка", а также в срыве выполнения продовольственной программы и невыполнения поручения Президента РФ. Самыми активными "бойцами" в этой информационной войне являются ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" и аффилированные с ним физические лица, которые через суд пытаются навязать Нацрыбресурсу выгодные им условия аренды причалов. Эту волну также поддержали некоторые представители рыбопромышленников и предпринимателей Дальнего Востока, которые переживают за статус-кво своего бизнеса.

Мы попробовали разобраться в создавшейся ситуации, обратившись за комментариями к начальнику управления имущественных и земельных отношений ФГУП "Нацрыбресурс" Андрею Захарову. Он пояснил следующее:

— Вопреки расхожему мнению, что причал — это всего лишь бетонная плита, опущенная в воду у берега, хотелось бы отметить следующее, — говорит Андрей Юрьевич. — Причал — это сложное инженерное сооружение, строительство которого требует большого количества проектно-изыскательских работ, утверждений и согласований, не говоря уже о его непосредственно его возведении. Причалы портов изначально возводятся исходя из расчетов по тем нагрузкам, которые обусловлены характеристиками предполагаемых к перевалке в порту грузов, а также швартовки судов определенной осадки и тоннажности.

В нашем случае мы имеем в виду причалы, предназначение которых — перегрузка рыбы и рыбопродукции и обслуживание судов рыбопромыслового флота. В 90-х годах, когда припортовые территории были приватизированы, причалы оставили в ведении государства: ведь они являются стратегическими сооружениями. Тогда же они были переданы в аренду частным предприятиям. Но в большинстве случаев по неизвестным причинам договоры аренды были заключены без учета проведения капитальных ремонтов арендованных ГТС или содержали условия позволявшие не проводить эти ремонты. В связи с этим с течением времени большое количество причалов, построенных еще в 70 — 80-х годах (а некоторые и в середине прошлого века), превысили уровень допустимого износа для их эксплуатации.

ФГУП, который работает в интересах государства, проанализировал опыт таких арендных отношений и пришел к выводу, что сложившийся на сегодняшний день алгоритм эксплуатации причалов не способствует улучшению ситуации в рыбных портах. Основная часть причалов — около 85 объектов (65 %) в 2008 году была передана в хозяйственное ведение ФГУП "Нацрыбресурс" с обременением в виде целого договоров аренды с различными условиями. Сроки аренды по ним составляли от 15 до 49 лет, а ставки аренды различаются более чем в 70 раз. По ряду договоров для арендаторов не были установлены обязательства по проведению капитального ремонта, а доходы от аренды не позволяли обеспечить своевременное проведение ремонта. И на сегодняшний день средняя ставка аренды такая, что капитальный ремонт профинансировать можно будет только через 95-100 лет, тогда как нормативные сроки его проведения — раз в 20 — 25 лет.

В связи с этим некоторым организациям, являющимся владельцами портовой инфраструктуры, прилегающей к причалам, нами были разосланы предложения по новым вариантам сотрудничества, предлагаемые формы которого регламентированы гражданским законодательством и законодательством о морских портах. Но к сожалению наши предложения пошли в разрез с устоявшимися на сегодняшний день экономическими интересами портового бизнеса, который под "благовидной" причиной уменьшения грузопотока рыбы, перепрофилировал причалы рыбных портов под перевалку другого вида грузов. В том числе угля, перевалка которого совершенно не совместима с перевалкой рыбы. Но ведь первоочередной задачей частных коммерческих структур — максимизация прибыли, но никак не создание условий по увеличению грузопотока рыбы и рыбной продукции. При этом коммерсанты, с одной стороны не желают проводить капитальные ремонты причалов, а с другой стороны — уменьшить долю своей прибыли на ту часть, которая могла бы позволить Нацрыбресурсу их восстанавливать. Складывается странная ситуация, когда наши контрагенты понуждают государство за счет бюджета восстановить и поддерживать гидротехнические сооружения рыбных портов, а после отдать им в пользование на 49 лет для того, чтобы они использовали их по своему усмотрению, продолжая спокойно извлекать свою прибыль. При этом совершенно не заботясь о стоящих перед государством задачах. Неплохо, да?

Теперь несколько слов относительно эффективности и совершенствования управления портовыми гидротехническими сооружениями морских рыбных портов.

Сложившаяся практика заключения долгосрочных договоров аренды с возложением на арендаторов обязанностей по проведению ремонтов причалов, себя не оправдала. Ремонтные работы, даже с учётом вступивших в силу решений суда, так и не выполняются. А когда причальные сооружения приходят в аварийное состояние, арендаторы быстро отказываются от аренды, вступают в процедуру банкротства, и уходят от ответственности. Итогом всей истории, естественно, являются убытки балансодержателя и необходимость восстановления имущества за государственный счёт. ФГУП "Нацрыбресурс" пытается в судебном порядке истребовать у нерадивых арендаторов плату за нанесенный ущерб госимуществу, но такие процессы очень длительны и трудоемки. Причалы же за это время приходят в полную негодность.

Должен отметить, что учитывая наличие неразрывных связей у потенциальных арендаторов с государственными причалами, а также невозможности создания условий реальной конкуренции между претендентами, установление арендной ставки, позволяющей сформировать в должном объёме "фонд капитальных ремонтов", становится невозможным, поскольку потенциальные арендаторы, осознавая своё преимущественное положение, не соглашаются платить соответствующую арендную плату. Поэтому мы изыскиваем пути формирования ремонтных фондов в рамках частно-государственного партнерства, без привлечения бюджетных средств. Думаю, что в ближайшее время мы выйдем на необходимые мощности для организации необходимого ремонта наших причалов.

А вот говорить о том, что Нацрыбресурс своими расценками, в рамках предложенных стивидорам и собственникам портовых территорий предложений, накрутит неимоверную стоимость на рыбопродукцию, как нам заявляют некоторые господа-предприниматели, просто смешно. В размере прибыли, получаемой стивидорами за проведение погрузо-разгрузочных работ на причалах Нацрыбресурса, это достаточно незначительная часть.

Так, например, принимая во внимание озвученные Владивостокским морским рыбным портом ставки за разгрузку в порту в размере 1000 рублей за тонну переваливаемого груза, часть, на которую претендует ФГУП, составляет всего 10%. При этом все бремя обслуживания и ремонта причалов Нацрыбресурс берет на себя. А это и новые рабочие места и направление значительных средств на содержание причалов.

Таким образом в розничной цене мороженой рыбы стоимость пользования причалом составит менее одной десятой процента. По данным Росстата, средняя цена килограмма рыбы в магазинах Дальневосточного федерального округа составляет сейчас 116 рублей 09 копеек. И плата за пользование причалами составит 10 копеек. Порт же берет за перевалку грузов в 10 раз больше. И если останавливаться на цене рыбы, то сильнее всего ее разгоняют не рыбаки и не портовики, а посредники. По официальным данным, торговая наценка в структуре розничной цены рыбы составляет 47,5%.

Ну и в завершении хотелось бы отметить еще один аспект, в котором обвиняют наш ФГУП, а именно — якобы невыполнение им поручения Президента России об обязании Предприятия заключить долгосрочные арендные договоры. В том числе и на 49 лет. Такие обвинения звучат от уважаемых людей, которых видимо ввели в заблуждение, таких как например председатель ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. Для понимания данного вопроса: Президент России, во избежание конфликтных ситуаций, связанных с ненадлежащим исполнением арендаторами договоров аренды, в том числе при использовании причалов не по назначению, поручил Правительству разработать предложения по сдаче в аренду причалов. Такие предложения и соответствующий порядок разработаны и будут утверждены Минсельхозом России после предоставления ему таких полномочий. Соответствующий законопроект подготовлен Минтрансом России и находится на рассмотрении в аппарате Правительства Российской Федерации.

Читайте также:

Почему рыба не доплывает до магазинов

Дальний Восток: далекий и близкий

Рыба в России может стать деликатесом?

Лучшая рыба идет в Азию, а остатки — в Россию

Куда плывет дальневосточный улов

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Ким Чен Ын "зауважал" Америку, Россия будет уходить от доллара и другие главные события 23 августа
Астрономы поймали сигнал от облака метанола в соседней галактике
Изучение языков вызывает прирост мозга
Оппозиция решила попиариться на Серебренникове
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Иран будет бороться с "американским терроризмом" на Ближнем Востоке
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Поражение правительства Асада уже невозможно — Михаил АЛЕКСАНДРОВ
Познер призвал разрешить продажу наркотиков всем желающим
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
В России не хватает денег, чтобы выдворить мигрантов
ФАС проверит российские авиакомпании на предмет ценового сговора
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Подробности атаки ИГИЛ на Росгвардию в Чечне: есть убитые
В ближайшие 100 лет Россия будет жить без ГМО
Опрос: поддерживают ли россияне легализацию наркотиков
Полиция России готовит "супердепортацию" мигрантов
Российские авиакомпании хотят заставить платить за провоз телефонов и зонтов
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов