Деятельность овощебаз нуждается реорганизации

Овощебазы России давно гниют изнутри

В свете последних событий в московском  Бирюлеве, овощные рынки оказались в центре внимания всей страны. Кто на самом деле продает садовые и огородные плоды на рынках российских городов? Откуда едут к нам овощи с фруктами и присутствует ли на прилавках продукция, выращенная в России? Куда утекают деньги с овощных развалов, узнала "Правда.Ру".

Автор данной статьи хорошо помнит события конца 1990-х годов в столичном районе Орехово-Борисово, когда группировки националистически настроенных граждан каждое 20 апреля (день рождения Адольфа Гитлера) устраивали набеги на овощные рынки Южного округа. Цели тех мероприятий понятны и младенцу, впрочем, как и причины. Ведь уже тогда овощные рынки в большинстве своем принадлежали выходцам с Кавказа, против которых и была направлена агрессия местного населения.

Сегодня традиция погромов канула в лету, а вот ситуация на рынках, по всей видимости, изменилась мало. Минуя конфликты на этнической почве, попробуем разобраться, как сегодня распределены роли на российских овощных рынках и базах? Граждане каких стран доминируют на этих развалах и каков процент овощей и фруктов, выращенных в России?

Плодовоовощные базы — это точки, куда прибывают фуры с овощами и фруктами, как заграничными, так и отечественными. В нашем случае большая часть продукции, к сожалению, идет из-за рубежа. Наравне с небольшими российскими яблочками, которые портятся в считанные дни (особенно с учетом санитарной обстановки на овощебазах) прибывают яблоки из Голландии, Аргентины и других стран, обильно сдобренные пестицидами, покрытые парафином — в общем подготовленные к тому, чтобы не потерять товарный вид даже после пребывания на злачных овощных рынках крупных городов. Российские потребители, разумеется, встречают по одежке, поэтому местным яблокам предпочитают завозные. Так происходит и с остальными фруктами и овощами. Поэтому отечественный рынок полон продуктов со всего мира, которые с успехом могли бы выращиваться у нас: морковь из Израиля, огурцы и помидоры из Турции, груши из Нидерландов и Бельгии, капуста из Азербайджана и так далее.

Читайте также:   Есть ли национальная политика в России? 

Это колоссальная проблема для российских производителей. За счет поступления на отечественный рынок подавляющего количества овощей и фруктов из-за рубежа, страдают российские крестьяне и фермеры, которые не пользуются дорогими добавками и веществами, чтобы придать выращиваемым продуктам товарный вид, и из-за этого проигрывают. На овощебазах скупают отечественные продукты с неохотой и оценивают их ощутимо ниже.

"Эти овощные базы на самом деле очень влиятельная структура формирования отношений между производителем и потребителем. Потому что закупает овощная база у крестьян по очень низкой цене, и производителям дает, используя свое монопольное право, очень низкие цены. Завезли на базу, отработали и начинают уже везти в торговые сети и продают потребителю по совсем другой цене, значительно, в несколько раз превышающей первую. И получают сверхдоходы, — рассказал "Правде.Ру" президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, член ФКС ОНФ Владимир Плотников, — От этого неправильного соотношения страдает и производитель, и потребитель, потому что приходится очень дорого платить. И в этом смысле, конечно, импортеры заходят на наш рынок и начинают все больше и больше увеличивать свои объемы".

Но самое страшное для российских потребителей заключается в том, что во многих случаях они не имеют представления о происхождении того фрукта или овоща, который едят. По информации экспертов овощного рынка, торговцы нередко приписывают, например, турецким помидорам азербайджанское или краснодарское происхождение, и никакой ответственности за такие действия не несут. Более того, никакого контроля на тех овощебазах, которые мы сейчас имеем, по сути, нет. На вопрос "Правды.Ру", кто контролирует российские овощные базы и отвечает за деятельность этих точек, помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко ответил следующее:

"Вообще овощной рынок контролируется в основном азербайджанцами. Я знаю, что бабушкам и дачникам действительно пробиться просто невозможно. Потому что они имеют дело с очень организованными людьми, — рассказал представитель ведомства, — По-хорошему для того, чтобы положить этому конец, в России должна быть система отслеживания всех видов пищевой продукции. То есть, потребитель должен абсолютно точно знать, откуда она пришла и делать квалифицированный выбор".

Читайте также: Фермеры, ау? Надежда - только на колхозы

Вообще, если уж считать количество тружеников овощебазы по странам их происхождения, то расстановка сил такова — торгуют на столичных развалах (которые, к слову, на этой неделе по всей Москве принимали гостей из правоохранительных органов) преимущественно выходцы из Азербайджана. Вторым эшелоном идут таджики, киргизы и узбеки. Приезжие из Средней Азии занимаются погрузкой и разгрузкой товара. Они же перебирают овощи и фрукты, отделяя гнилье. Славяне на этих рынках — явление более чем редкое. Здесь, конечно, нельзя обойти вопрос нелегальной миграции, потому что незаконно пребывающим на территории РФ иностранцам можно платить копейки, а с оформленными мигрантами и коренными жителями - уже гораздо сложнее. Второй фактор — это, разумеется, закрепление сфер влияния за одной диаспорой, куда чужакам дорога закрыта.

В столице уже принимаются меры по выявлению на развалах нелегальных мигрантов. Мэр Москвы Сергей Собянин не исключает, что из порядка 20 крупных овощных баз после проверки некоторые будут закрыты. Вместо этих точек в Москве заработают три площадки по реализации овощей (на Варшавке, на Киевском шоссе и в районе Шереметьево). Однако, по мнению Владимира Плотникова, этого недостаточно. Единственный цивилизованный и наименее кровопролитный (в сравнении с "бирюлевским методом") выход из сложившейся на плодововощном рынке ситуации является создание логистических центров.

"Надо строить логистические центры и сокращать расстояние между производителем и потребителем. И, конечно, регулировать и жестко пресекать на законодательном уровне, чтобы не было спекуляций. Спекуляция незаметна, но реально идет, и это мешает общему процессу создания цивилизованного рынка и поддержи первого звена — производителя, который очень нуждается в том, чтобы ему платили значительно больше, чем он получает сегодня", — заключает представитель российских фермеров.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"  

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить