Речная утопия утопит экономику

В Советском Союзе часто пытались "подкорректировать" природу в благих целях. Об одном из самых известных проектов того времени — переброске вод сибирских рек в Среднюю Азию и Казахстан, необходимость которого обосновывают до сих пор, продолжение беседы известного эколога Виктора Данилова-Данильяна с главным редактором Pravda.Ru Инной Новиковой.

У нас была большая программа поворота сибирских рек и к этой идее периодически возвращаются…

— Две было программы. Была еще программа поворота северных рек. Каспийских — в Волгу и сибирских рек в Аральский регион.

— Вот сейчас в Казахстане говорят о том, что мы наобещали реки в их сторону повернуть, готовится якобы конкретная программа по этому поводу.

— По моим расчетам, главный канал Обь — Аральский регион будет стоить 700 миллиардов долларов. Это число получается просто: вы берете документ, который был представлен в 1982 году, проект сооружения канала и сопутствующих сооружений, который, идет от Оби до Аральского региона — 2550 километров длиной, 180 метров шириной, 27 кубокилометров воды в год и смотрите, сколько там записано капитальных вложений, читаете заключение экспертной подкомиссии, в котором написано, что оценка вложений занижена в 2,5 раза.

Читайте также: Прихоти все-таки убьют человечество

Там было записано 16,7 миллиарда. Значит, умножайте на 2,5. Получается около 43 миллиардов рублей. Потом берете инфляцию, которая имела место с 1983 года, считайте, за 30 лет до сегодняшнего момента, умножаете на коэффициент инфляции. Потом вы выясняете, что главные затраты на сооружение канала, это рабочая сила определенной квалификации и типа, это тяжелая землеройная техника, экскаваторы, бульдозеры и все прочее. И смотрите, как с темпом инфляции соотносится удорожание всего этого. Вывод такой: стоимость рабочей силы и техники опережает в полтора раза темп инфляции. Следовательно, необходимо еще и на этот коэффициент помножить, правда?

— Это для меня высшая математика просто.

— Все не так сложно. По официальной статистике у нас инфляция около 7 процентов в год, а стоимость стройки, как мы посчитали, дорожает не на 7, а на 20 процентов. Значит, надо не просто брать темп инфляции, а учитывать реальное увеличение стоимости.

Надо помнить, что ужесточились экологические требования во всем мире, есть оценки, насколько в связи с этим удорожали проекты. И если посчитать с учетом этих факторов, итоговая цифра будет 700 миллиардов долларов в нынешних ценах. Этих денег на такие цели ни у кого в мире нет.

— Получается, 43 миллиарда рублей образца 1982 года эквивалентно нынешним 700 миллиардов долларов, советский рубль стоит примерно 16 современных долларов США… Почему же тогда не начали этот проект, его же просчитывали с соответствующим эффектом, Госплан был весьма квалифицированным ведомством?

— В Политбюро вместе с Совмином сделали вывод, что денег у Советского Союза на это удовольствие нет. Отказались от этого проекта, потому что общественность выступила против. Якобы, экологи там что-то доказали. Экологи, кстати сказать, ничего не доказали. Но ссылка на их умозаключения стала поводом, чтобы отказаться от стройки, к тому же уместно было показать, какие мы чуткие здесь, в горбачевском Политбюро, как мы слушаем…

— А все-таки, экологические риски были высоки?

— Конечно, какие-то последствия, безусловно, непредсказуемые могут быть. Но оцененные экологические риски были не очень высоки. А вот затраты планировали непомерные, не сопоставимые с эффектом.

— Дешевле было бы привозить воду на самолетах?

— Не нужно было привозить воду на самолетах, нужно было правильно использовать ту, которая есть в Аральском бассейне, 120 кубокилометров воды в год. Суммарный сток Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи — 90 кубокилометров. Этой воды хватит, если ее разумно тратить. Нужно переходить к системам подземного капельного орошения, нужно использовать оборотную воду и так далее, и так далее. Вложения в эти направления, во-первых, гораздо ниже. Во-вторых, вы можете эти траты делать постепенно, и с каждого нового транша, говоря современным языком, получать результат. А для того, чтобы получить толк от канала, вам надо его полностью построить. И еще соорудить атомную станцию, которая будет обеспечивать энергией перекачку этой воды, 27 кубокилометров воды в год, преодолевая водораздел всего в 110 метров нужно 10,2 миллиарда квтч энергии в год.

Читайте также: "Россия готова, чтобы ее разодрали на части"

— Это может произвести только атомная станция в тех условиях.

— Да, это — атомная станция, вы совершенно правы. Вот ее и собирались в Челябинской области строить специально для того, чтобы подавать электричество на перекачку. А еще нужно возводить массу всевозможных других сооружений. А для того, чтобы делать системы координатного земледелия — вот это подземное капельное орошение, вы 100 гектаров освоили, и они вам уже дают отдачу. Эти деньги уже окупаются — вы делаете следующий шаг, совершенно другая экономическая ситуация.

— А у нас вообще нет таких систем? Это какой-то мировой опыт?

— Координатное земледелие очень широко применяется в американском штате Аризона, где была самая настоящая пустыня. Сейчас там многие тысячи гектаров, на которых больше 30 культур возделывается, начиная с хлопчатника…

— Неужели об этом не знали несколько лет назад, когда тогдашний московский мэр вспомнил об идее повернуть северные реки, мотивируя, что можно заработать на Центральной Азии?

— Я не знаю, какое было дело Юрию Михайловичу Лужкову до Центральной Азии. Но непонятно было, откуда деньги взять и как и чем центрально-азиатские государства будут расплачиваться. Расчеты тогда уже были, с другими, понятно цифрами, до сих пор они в Интернете висят. Но у нас ведь по Гоголю — большие начальники зачастую только себя слышат. Потому и эта идея с поворотом рек, внешне привлекательная, до сих пор живет.

А вывод из всей этой истории, помимо чисто экономического опыта, простой: прошли те времена, когда человек губил природу только вредными производствами или автомобильными выхлопами. Сейчас ситуация гораздо хуже — можно непоправимо изуродовать окружающую среду масштабными непродуманными экономическими проектами, вмешиваясь в процессы, формирующие мировой климат — вроде изменения естественного течения полноводных сибирских рек.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Фото искалеченного взрывом в Донбассе ребенка шокировало Германию
Фото искалеченного взрывом в Донбассе ребенка шокировало Германию
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Кривое зеркало: что сказал бы Фрейд о русофобии США
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Путин — Собчак: вот вы "против всех" — а предлагаете-то что?
"Вы вообще нормальные люди?": 10 ярких цитат из пресс-конференции Путина
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Порошенко просит помощи Европы и США в уничтожении "Северного потока-2"
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры