Прощай, «отсталая» Россия!

Счетная палата насчитала, что отстаем уже на 50 лет
Счетная палата РФ — учреждение негромкое. Даже когда она бьет, казалось бы, в набат, широкого резонанса все равно не получается. А иногда надо бы чтобы получился. Сегодня стало известно, что по уровню применения новейших технологий в экономике "отстает от промышленно развитых стран на 45-50 лет". Такой вывод содержится в сводном аналитическом докладе ведомства Сергея Степашина.

В условиях проводимых экономических преобразований, уверены аналитики Счетной палаты, российская наука оказалась исключенной из процесса реформирования экономики и не обеспечивает создания научного потенциала, необходимого для повышения национальной безопасности страны. Вывод, впрочем, уже "избитый": "Недофинансирование российской науки может привести к потере отечественного научного потенциала". Но цифры — они впечатляют.

По данным Счетной палаты, по доле затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) Россия "отстает от развитых стран более чем в 2 раза". Так, согласно докладу, "в Японии на эти цели выделяется 3%, в США — 2,6%, в России — 1,2% ВВП". И это притом, что само абсолютное значение этих ВВП во избежание сильного душевного потрясения лучше между собой не сравнивать. По величине же этих затрат на душу населения, высчитали в Счетной палате, Россия отстает в 6-12 раз (в США — 892 доллара, в России — 70).

В Счетной палате считают, что "недостаточное финансирование науки, отсутствие необходимого оборудования привело к прекращению исследований по ряду научных направлений, в которых Россия занимала ведущие позиции в мире". "В стране, — говорится в докладе, — не создана система долгосрочного прогнозирования развития приоритетных направлений науки и технологий, не созданы достаточные условия для эффективного использования результатов научно-исследовательских разработок (НИР). Из-за низкого объема финансирования отмечается "старение" научных кадров, продолжается отток молодых ученых за рубеж".

В принципе, такого рода информация более-менее регулярно появляется в российских СМИ. Чаще всего — перед утверждением бюджета на следующий год в Госдуме. В этом году, начиная с лета, высшие руководители государства затвердили о важности науки и научных кадров для страны. Президент Владимир Путин заявил, что наука — наш приоритет. После чего правительство записало себе в актив некоторое повышение расходов на науку. Однако и в Госдуме, и в правительстве, и в Кремле прекрасно понимают, что денег нужно в сотни раз больше. Однако взять их все равно неоткуда. Да и существует масса поводов потратить деньги на самые крайние нужды — от борьбы с терроризмом, до выплаты внешнего долга.

Горькая правда, очевидно, заключается в том, что денег на науку не будет достаточно уже никогда. Именно потому, что реформаторы начала 90-х годов посчитали, что профессора с партийными билетами (а других-то не было) новой России — не попутчики. Да и не до науки было — создавали класс собственников. Любой ценой, как впоследствии признался идеолог приватизации — Анатолий Чубайс. Ценой этой оказалось здравоохранение, образование, наука, высокотехнологичные проекты, вроде "Энергия-Буран". За это время, профессора состарились, опустились и вконец обнищали. А все молодые, кто мог бы их заменить, суетятся в приемных зарубежных фондов в надежде получить еще один гранд, и при этом получая каждый раз "на руки" все меньше и меньше.

Наличие таких светил, как Жорес Алферов, получивший свою Нобелевскую премию за открытие более чем тридцатилетней давности, которым Родина так и не сумела воспользоваться с толком, только подчеркивает эту удручающую тенденцию.

Так или иначе, преемственность поколений в российской науке обрублена. Новые российские ученые будут возвращаться из зарубежных стажировок и командировок, с неутоленной тоской в глазах от Родины. Одни будут развивать иностранные научные идеи, они будут применять иностранные методики и лоббировать покупку иностранных суперкомпьютеров, измерительной аппаратуры и др. Они поворотят души и помыслы своих российских студентов в сторону известных зарубежных научных центров, лабораторий и университетов. А это значит, что своих суперкомпьютеров уже, скорее всего, в Российской Федерации не будет. Это значит, что, отстав на 50 лет, мы уже отстали навсегда. Если, конечно, не произойдет какое-нибудь чудо.

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить