Степан Сулакшин: "Специфика России - чем больше производишь, тем больше отберут"

Можем ли мы, ничего не меняя, быть довольны нашей экономикой? За последние шесть лет бюджет свернулся в пять раз. Инвестиции только за прошедший год уменьшились реально в семь раз. Рентабельность промышленности - менее 7 процентов, а ставки доходности на финансовых рынках очень высоки.

Сама жизнь заставляет вносить такое предложение, которое оживит производство, расширит налогооблагаемую базу, откроет инвестиционный процесс, увеличит доходы в бюджеты всех уровней. Предлагаемый мною проект кодекса, в отличие от правительственного, который взялся из лаборатории Международного валютного фонда, построен на наших, российских, интересах. Обобщена арбитражная практика судебных коллизий по налоговым спорам.

Отсюда и родилась общая часть кодекса, идеи защиты прав налогоплательщика перед фискальным произволом чиновника, идеи обращения сомнений, судебных коллизий в пользу налогоплательщика, конкретные описания конкретных процедур. И налоговики, и бухгалтеры, и финансисты говорят: этот кодекс - закон прямого действия. Мы можем взять его в руки и (в отличие от правительственного, в котором они сами разобраться не могут) начать работать.

Сейчас ставка налоговых изъятий в экономике России составляет 58—65 процентов. Ставка простого воспроизводства — 45—47 процентов. Получается, что спад производства, спад дохода в бюджет запрограммированы. Но мы же знаем, что оптимальная ставка, по известному закону Лафера, — 30—35 процентов. Почему же не снижаем налоговую ставку?

Мы до сих пор не в состоянии перейти от репрессивно-удушающей системы, при которой чем больше произведешь, тем больше заберут, отбивая таким образом любое желание что-либо производить в своем Отечестве, к системе регулирующе-стимулирующей, которая строится по формуле: чем больше произведешь - тем меньше будут налоги.

Надо не шаманить с телеэкранов вокруг вопроса собираемости, а решать проблему. Уменьшить число налогов, фискальных сборов, консолидировать целевые бюджетные фонды в налоговую процедуру. Покончить с экономическим бредом: денег на собирание налога тратим больше, чем этот налог дает в казну. Тем не менее заставляют собирать, держат эшелоны бухгалтеров, фискальных чиновников. Следует гармонизировать межбюджетные отношения. Правительственный вариант кодекса опять выгребает средства субъектов Федерации в федеральные центры (там они пропадают в “черной дыре” подсказок Международного валютного фонда). Надо увеличить доходную базу бюджета субъекта Федерации и доходную базу бюджета местного самоуправления. Иначе страна скоро развалится.

Наконец, это должен быть закон прямого действия, чтобы произвол чиновника, подзаконные инструкции не переворачивали то, за что мы с вами голосуем. Учесть специфику России - никаких подсказок МВФ и США, толком даже не переведенных на русский язык, которые наше правительство пытается подсунуть. У нас уникальная страна: гигантские коммуникации, специфика промышленности, структуры налоговых поступлений в бюджет! В социальной сфере нужно создать реальные действенные механизмы, которые перераспределят доходы сверхбогатых в пользу большинства населения, беднейших слоев.Налогов предлагаем всего 10 - и никаких других. Налог на добавленную стоимость, НДС, но 13 процентов.

И сразу пойдут продажи, а налог от них тут же поступит в бюджет. Акцизы и госпошлина пусть сохраняются, но с соответствующим льготами. Налог на прибыль отменяется как криминализуемый, убыточный для страны. Тут же возникнет резон производить больше. Остаются налоги на индивидуальное потребление и социальный - это консолидированные налоги, которые сейчас называются внебюджетными целевыми фондами или целевыми бюджетными фондами: Пенсионный, ОМС, соцстрах, на образование.

Семья из четырех человек, проживающая в четырехкомнатной квартире, будет платить столько же, сколько сейчас. Проживающая в трехкомнатной - вообще освобождается от оплаты. А вот “новый русский” за свой трехэтажный коттедж заплатит по полному списку.Таким образом, повторю, предполагается 10 налогов, а не 46 и не 30, как в правительственном варианте.

Структура поменялась - вот вам и стимулирование, инвестирование. Системное решение - это избавление от убыточных и криминальных налогов. Разве это не адекватные средства? Совокупная налоговая ставка уменьшается на 18 процентов. Оцените, как вздохнут промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Правительственный же кодекс, по нашим расчетам, их не снижает ни на процент.Почему мы против правительственного законопроекта?

Вот письмо заместителя министра финансов США достопочтенному Анатолию Борисовичу Чубайсу, где написано о приоритетах этого кодекса, о плане содействия Российской Федерации, о том, что множество экспертов в лабораториях МВФ разрабатывали этот документ. Вопрос: в интересах развития кого - нашей России или Соединенных Штатов Америки? Ответ очевиден.

Правительственный кодекс сохраняет уровень налоговых изъятий, значит, будет продолжать душить экономику. Никакого роста бюджетных доходов мы не получим. Он опять выгребает средства из субъектов Федерации, оставляя там ненадежные фискальные налоги. И, наконец, подобное давление будет продолжать криминализировать экономику, к этому приводит сверхставка налогов.

Автор Степан Сулакшин
Степан Сулакшин - российский инженер и политический деятель, генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии (Центра Сулакшина) *
Обсудить