Сколько получают за свои труды топ-менеджеры российских предприятий?

Согласно данным последних исследований, среднее годовое вознаграждение руководителей крупных американских компаний составляет 12 млн. долларов, сообщает издание "Газета". Причем только в 20% случаев зарплата топов напрямую зависит от уровня годового дохода компании. Работа остальных 80% топ-менеджеров оплачивается необоснованно высоко. В России годовые зарплаты руководителей высшего звена колеблются на уровне 1-3 млн. долларов и, по мнению экспертов, бывают привязаны к реальным показателям эффективности бизнеса компаний лишь в единичных случаях.

 

 Российские топы до сих пор чрезвычайно неохотно делятся информацией о размерах своих зарплат и премий. Наиболее открытой в этом смысле можно считать нефтяную компанию «ЛУКОЙЛ», которая в отчете к первичному размещению своих акций на Лондонской бирже сообщила о том, что годовая зарплата ее главы Вагита Алекперова составляет 1,5 млн. долларов.

 

 Помимо этого, он имеет право на ежегодную премию в размере 2,225 млн. долларов (то есть полутора окладов), если компания достигает заявленных целей по доходам, нефтедобыче, продажам и росту запасов.

 

 Такие же условия контракта и у первого вице-президента «ЛУКОЙЛа» Равиля Маганова, получающего 799,8 тыс. долларов в год. Премиальная часть вознаграждения Маганова составляет 140% оклада, то есть 1,119 млн. долларов.

 

 В ЮКОСе ситуация с размерами зарплат топ-менеджеров, по мнению экспертов, аналогичная. Так, например, в конце прошлого года вице-президентом ЮКОСа был назначен Брэтт Олдридж. Его годовой доход (без бонусов), по оценкам хедхантеров, составляет 1 млн. долларов.

 

 В таких крупных компаниях, как «Объединенные машиностроительные заводы», Тюменская нефтяная компания и другие, только зарплатная часть ключевых управленцев может достигать 500 тыс. долларов в год и выше.

 

 Известны и другие случаи, когда российские олигархи информировали широкие массы о своих годовых доходах. Так, в прошлом году глава «Базового элемента» Олег Дерипаска заплатил налог на доходы, полученные им в 2001 году в Саяногорске. Сумма, по данным налогового ведомства, равнялась 294 млн. рублей, что составило около 10% собственных доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия.

 

 Не так давно в довольно экстравагантной форме раскрыл данные о своей зарплате глава одной из крупнейших российских компаний «Норильский никель» Михаил Прохоров. Он, в частности, заявил о том, что его зарплата составляет 1 МРОТ в месяц, то есть 450 рублей. В то же самое время, по сведениям опрошенных ГАЗЕТОЙ рекрутеров, любой гендиректор российского предприятия, даже в 10 раз меньшего, чем "Норникель", получает минимум 300-400 тыс. долларов в год. И даже если бы Прохоров был просто наемным менеджером в компании уровня «Норникеля», он получал бы не менее 600-700 тыс. долларов в год. Вместе с бонусами эта сумма составляла бы более 1 млн. долларов. Кстати, по оценкам экспертов рынка, только заместители Прохорова получают в виде фиксированной зарплаты порядка 500 тыс. долларов в год.

 

 Самая большая зарплата в США

 В Штатах зарплаты топов на порядок выше. По данным исследования компании Equilar, которая занимается сбором информации о компенсационных пакетах топ-менеджеров, средний годовой доход руководителей крупных американских структур составляет 12 млн. долларов. Больше всех в США получает президент компании Apple Стив Джобс. В прошлом году его доход достиг 219 млн. долларов. Парадоксально, но меньше всех остальных американскихтопов получает всемирно известный финансовый гуру, «пророк из Омахи» - глава Berkshire Hathaway Inc. Уоррен Баффетт, зарплата которого составляет 336 тыс. долларов.

 

 Чем больше проблем у компании - тем выше зарплата

 При этом только в 20% случаев зарплата руководителей, которая состоит из фиксированной части и годовой премии, зависит от уровня годовых прибылей всей компании. В остальных 80% объяснения размерам вознаграждения топов нет. Так, в число президентов и председателей советов директоров, работа которых оплачивается весьма и весьма щедро, попали в основном компьютерные компании, которые в массе своей испытывают огромные финансовые проблемы. Среди них все тот же Стив Джобс из Apple, Джон Чамберс из Cisco Systems (его доход составил 87,3 млн. долларов) и Ларри Эллисон из Oracle Corp. с доходом 49,3 млн. долларов. В число неадекватно оцениваемых топов попали также Самнер Редстоун из Viacom Inc. с 46,6 млн. долларов и Уилльям Эсрей из Sprint Corp., чей доход был равен 38 млн. долларов. Очевидно, такие астрономические зарплаты все они имеют благодаря своему огромному влиянию на советы директоров.

 

 При этом статистический анализ работы «щедрых» и «жадных» компаний показал, что разницы в интенсивности труда «чересчур хорошо» и «недостаточно» оплачиваемых директоров не наблюдается. Исследователи отметили и еще один любопытный момент. Одним из "недооцененных" топ-менеджеров стал исполнительный директор компании Microsoft Corp. Стивен Баллмер, чей годовой доход в прошлом году составил «только» 688 тыс. долларов. Между тем эта корпорация одной из немногих в американском IT-секторе смогла добиться в прошлом году внушительных финансовых показателей и даже накопить изрядное количество свободных средств.

 

 Спецбонусы для российских топ-менеджеров

 Подобную несхожесть зарплат американских и российских топов эксперты объясняют тем, что наши менеджеры стимулируются недостаточным образом. По словам управляющего партнера хедхантинговой компании Ward Howell International Сергея Воробьева, подавляющее большинство российских компаний пока еще просто не в состоянии даже осуществить «привязку» компенсации своих менеджеров к ключевым показателям эффективности бизнеса. Кстати, многие не могут даже легализовать эти показатели. Особенно это характерно для структур, «сидящих» на природных ресурсах. Как добавляет Воробьев, в более рыночном секторе - IT, масс-медиа, сфере развлечений - менеджерам уже нередко выплачивают зарплаты в соответствии с реальными прибылями компаний.

 

 Впрочем, по мнению экспертов, при оценке размеров компенсаций отечественных топ-менеджеров нельзя забывать и о своего рода «специализированных бонусах». Так, к примеру, во всех российских олигархических структурах имеются и личные самолеты, и другие всевозможные блага, которыми пользуются не только собственники, но и топ-менеджмент. К тому же многие западные менеджеры, устраиваясь в российские компании, пытаются выбить для себя максимум прав и льгот. И тогда уже наши собственники, как правило, вынуждены «проставляться» по полной программе, поскольку экспаты требуют предусмотреть буквально все случаи - в общей сложности более 10 видов компенсаций и доплат. Среди них билеты домой для себя и своей семьи, образование детям, выплаты за «тяжелые условия труда», страховка жизни, пенсионные и т.д. Кстати, как отмечают эксперты, россияне в этом смысле пока еще не «обнаглели».

Источник Газета

Обсудить