Победа российского самолета может стать последней

К успеху нового российского лайнера Ту-334 специалисты относятся скептически – первый договор на его поставку может оказаться «первым и последним»

 

 Сегодня Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ» должна подписать с авиационной компанией «Атлант-Союз» и ЗАО «Авиакомпания "Аэрофрахт"» первый договор финансового лизинга на свой новый ближнемагистральный самолет ТУ-334.

 

  Проблема в том, что, по признанию самих производителей, конкурентоспособная цена лайнера не должна превышать 12,5–13 млн долл., тогда как сейчас его стоимость оценивается в 17-18 млн долл. Обеспечить более низкую цену самолету можно лишь с помощью специальных налоговых послаблений, существенного снижения производственных издержек и предоставления гарантий со стороны государства. Словом, полагают эксперты, говорить о том, что за первой победой туполевского детища автоматически последуют новые подписания контрактов, пока рано.

 

 К тому же первым заказчиком «МиГа» оказалась компания (речь идет об «Атлант-Союзе»), являющаяся учредителем организации «Национальный проект-334», созданной РСК «МиГ» специально для продвижения на российский рынок Ту-334.

 

 В ближайшие пять лет, по оценкам специалистов РСК «МиГ», потребность в ближнемагистральных лайнерах в России составляет порядка ста машин. Чтобы удовлетворить этот спрос, «МиГ» построил новый сборочный корпус в Луховицком районе и, согласно производственному плану, собирается с 2006 года выйти на ежегодный выпуск 16–32 самолетов при общей емкости программы к концу 2008 года 100 самолетов. Практически все авиакомпании, в парке которых есть машины Ту-134 и Як-42, по мнению экспертов, в ближайшие пять-семь лет будут вынуждены полностью заменить их на новые лайнеры. Новый туполевский самолет, по общему мнению, имеет хорошие технические характеристики и потенциально через пять-десять лет может стать основной машиной отечественных авиаперевозчиков на внутренних рейсах. «Ту-334 – это самолет нового поколения с низким расходом топлива, уровнем шума и загрязнения атмосферы, – сказал RBC daily сотрудник конструкторского отдела ОАО «Туполев». – Лайнер предназначен для перевозки 102 пассажиров. По сравнению с предыдущей моделью он имеет большие размеры, что связано с повышением комфортности салона самолета: его салон в высоту достигает 2 м, увеличена также емкость багажных полок и грузовых отсеков».

 

 Представители РСК «МиГ» долгое время активно занимались продвижением своего нового детища на отечественный рынок. В частности, была создана специальная организация, призванная заниматься маркетингом и рекламой ТУ-334 – «Национальный проект-334». На протяжении всего этого года представители «МиГа» распространяли публичную информацию о том, что корпорацией получено уже более полусотни заявок на лизинг самолета (в качестве лизингодателя выступает сама РСК «МиГ»), однако первый реальный контракт будет подписан лишь сегодня. Представители «МиГа» наотрез отказываются комментировать условия и сроки сделки. Воздерживается от комментариев и покупающая сторона – компания «Атлант-Союз» (которая якобы намерена заняться внутрироссийскими перевозками).

 

 Впрочем, полагают эксперты, даже если первый лизинговый контракт на Ту-334 действительно будет сегодня подписан, это совсем не дает гарантии, что самолетом заинтересуются другие российские авиакомпании. Они солидарны в одном: новый ближнемагистральный лайнер нужен отечественному авиационному рынку; другой вопрос – по какой цене и на каких условиях. «Этот самолет представляет коммерческий интерес для любой авиакомпании, – сказал RBC daily пресс-секретарь авиакомпании «Красэйр» Андрей Липовецкий. – По своим техническим характеристикам он может быть успешным. Однако в настоящий момент рано говорить о покупке таких самолетов, так как они не имеют опыта эксплуатации на практике и еще не вошли в производство». Схожей позиции придерживается и руководство авиакомпании «Пулково». «Наш генеральный директор во всех своих выступлениях подчеркивал, что мы должны поддержать российского производителя, – сказала RBC daily сотрудник пресс-службы компании, – правда, недавно один из наших руководителей заявил, что в ближайшее время мы намерены пополнить парк самолетов западными лайнерами».

 

 Подобная «двоякая» позиция отечественных перевозчиков, по мнению самих производителей ТУ-334, вполне оправданна. «Все они, прежде всего, нацелены на получение прибыли, – сказал заместитель генерального директора «Национального проекта-334» Борис Рыбак, – ни один наш перевозчик не купит наш самолет, если он будет стоить дороже 12,5 –13 млн долларов. Рассчитывая цену самолета, мы исходили, прежде всего, из цены билетов на тех рейсах, на которых может быть востребован этот лайнер. Очевидно одно: если цена самолета будет на уровне 17-18 млн долларов, мы не сможем продать его ни одному авиаперевозчику». Основные конкуренты отечественных «тушек» – подержанные западные ближнемагистральные лайнеры, прежде всего «боинги» (B-717) и «аэробусы» (А-318), которые стоят как раз в пределах 13-15 млн долларов; еще от 0,8 до 1,2 млн долларов в год составят лизинговые платежи. Причем, как отмечают эксперты, западные лайнеры имеют и другие помимо цены конкурентные преимущества по сравнению с отечественными машинами. «Мы почти 15 лет ничего не делали в авиапроме, – говорит один из участников рынка. – Наши самолеты уступают даже подержанным западным лайнерам и по некоторым техническим характеристикам, и особенно по оформлению салона, на что сейчас обращают особенное внимание авиакомпании. Единственный шанс наших ТУ-334 выжить в этой борьбе – это быть дешевле, чем неновые «боинги» и «аэробусы»».

 

 Между тем, как полагает Борис Рыбак, снизить стоимость самолета за счет одних лишь налоговых послаблений (производители просят государство отменить НДС на самолеты) невозможно. «Необходимы еще как минимум две составляющие, – говорит он. – Это, во-первых, снижение издержек, которое может произойти только после того, как государство четко объявит, что программа по построению этого самолета нужна России. Под эти четкие планы мы сможем требовать от своих поставщиков (а их более 700), снижения издержек за счет обновления технической базы и увеличения объемов производства. Второй фактор – это государственные гарантии, которые просто необходимы нам для получения хороших кредитов. Пока к нам не обращался ни один солидный банк, желающий ссудить денег на строительство Ту-334».

 

 Отдел компаний Наталья Бендина

Ссылки по теме Vlasti.NET

Обсудить