“Плавучему Атому” — большое плавание, или “наш ответ Чубайсу!”

Пожалуй, такого колоссального количества разговоров об альтернативной энергетике в этом городе, столице Государственного Российского Центра Атомного Судостроения, еще не наблюдалось. Уникальное Севмашпредприятие, которое за последние 40 лет построило около 120 боевых атомных подводных лодок (и большинство из них стратегического назначения, с межконтинентальными баллистическими ракетами) берется за реализацию уникального проекта, который позволит (пока по прогнозам, конечно) решить и местные, и глобальные энергетические беды. В Северодвинске называют проект строительства ПАТЭС ММ примерно так: “Это наш ответ монополисту Чубайсу!” С “железным” Анатолием Борисовичем и у горожан, и у корабелов-заводчан особые счеты: еще помнятся холодные зимы минувших лет в Северодвинске, когда в жилых квартирах замерзала вода в чайниках…

 Начало движений по проекту вселяет надежду, что он не останется “розовой мечтой” корабелов-подводников, какой была, например, “утка” о переоборудовании одной из АПЛ класса “Тайфун” в подводный танкер или рудовоз. Интерес к ПАТЭС неподделен: например, на депутатские слушания муниципального совета Северодвинска “О строительстве и размещении плавучей атомной теплоэлектростанции малой мощности (ПАТЭС ММ) на базе плавучего энергетического блока с реакторными установками КЛТ-40С в Северодвинске” собралось около ста человек, чин чина выше. Приехали депутаты областного собрания; представители заказчика-застройщика проекта (ОАО “Малая энергетика”, г. Москва); генерального проектировщика (ОАО “Атомэнерго”, г. Санкт-Петербург); генерального строителя (Севмашпредприятие), органов госконтроля, общественных экологических организаций.

 Жители Северодвинска (пожалуй, за редким исключением) воспринимают идею строительства плавучей атомной теплоэлектростанции с пониманием. Во-первых, это резерв энергетики города. Во-вторых, внушительная загрузка для Севмаша, работа для горожан. Перечислять все положительные стороны проекта не имеет смысла — их больше, чем потенциальных отрицательных аспектов.

 Проект прошел независимую экологическую экспертизу и признан экологически безопасным. И действительно – от двух северодвинских ТЭЦ (одна работает на угле, другая на мазуте) ущерб природе наносится гораздо больший.

 Эта станция станет головной — именно на ней будут опробовать разные режимы и возможности. Северодвинская АЭС будет географически доступна, несмотря на жуткую секретность Севмашпредприятия: любой инвестор сможет приехать, посмотреть, оценить, убедиться в ее экологической безопасности.

 Идет проработка технико-экономического обоснования проекта. С момента закладки до пуска станции по проекту около 40 месяцев. Лишь бы не было проблем с финансированием. Пока у северодвинцев это повод для тревоги. Еще бы – с инвестированием, финансированием, выплатами и так далее северодвинцев разлюбезное государство так часто “кидало”, что… В общем, корабелы надеются на понимание в верхах.

 В проекте АТЭС ММ заложена аж пятикратная защита реакторов, т.е. юудет обеспечена пятикратная радиационная безопасность! Хотя по правилам норма - двойная защита (такая, например, существовала на Чернобыльской АЭС). Внушительный запас безопасности заложен во избежание не только проектных, но и “запроектных” аварий – например, при землетрясении, падении самолета, метеорита и так далее. К тому же ПАТЭС ММ - автономная: отработанное ядерное топливо можно хранить на ней же 12 лет.

 ПАТЭС ММ будет состоять из плавучего энергоблока (ПЭБ), гидротехнических сооружений и береговой инфраструктуры. ПЭБ включает два реакторных блока — носовой и кормовой. Его характеристики: длина —140 метров, ширина — 30 , высота борта — 10 , и осадка - 5.

 

 На снимке: таким будет "плавучий атом"

 

 Андрей МИХАЙЛОВ,

 Специально для "Правды.Ру",

 Северодвинск

Обсудить