Будет ли у России истребитель пятого поколения? Скорее всего, нет

Техническое состояние российских вооруженных сил далеко от идеального. Нельзя сказать, что отечественная оборонная промышленность не выпускает новых образцов военной техники. Но они либо сразу уходят на экспорт, либо поступают в российскую армию в единичных образцах. Так что с каждым годом вооруженные силы России все более и более уступают в оснащенности современными образцами техники армиям стран НАТО.

Одной из сторон проблемы является то обстоятельство, что весьма остро стоит вопрос об источниках финансирования разработок новых образцов военной техники. Например, истребителей пятого поколения. Ранее планировалась, что новый истребитель появится у российской армии к 2008-2009 годам. На разработку требуется до 1,5 млрд. долларов. В то же время, например, в Соединенных Штатах идет активная работа над аналогичным проектом под названием F-35. Только на разработку нового истребителя планируется потратить до 23 млрд. долларов. И еще около 200 млрд. на запуск в производство и покупку 3000 F-35. Так что можно с уверенностью утверждать, что уже через несколько лет ВВС США получат новый истребитель.

В России основная борьба за разработку самолета пятого поколения развернулась между фирмами «МиГ» и «ОКБ Сухого». Причем российские СМИ неоднократно сообщали о том, что интересы «ОКБ Сухого» лоббирует бывший вице-премьер, а ныне руководитель Министерства промышленности и науки Илья Клебанов. Соответственно, эксперты оценивали шансы «Сухого» как предпочтительные.

Однако после отставки Клебанова с поста вице-премьера, шансы на победу у «ОКБ Сухого» значительно снизились. И по сообщению ряда информационных агентств, на ближайшие годы Россия вообще может отказаться от планов создания истребителя пятого поколения. Ставка будет сделана, скорее всего, на глубокую модернизацию стоящих на вооружении российской армии самолетов до пятого поколения. Что, конечно, гораздо дешевле и быстрее, нежели создавать принципиально новый самолет.

В принципе, нет ничего плохого в том, что вокруг разработки новых видов вооружения сталкиваются интересы различных лоббистских групп. Так делается везде, и Россия в данном случае не исключение. Но другое дело, что борьба вокруг заказов на разработку и производство военной техники должна вестись не в ущерб интересам государства. Побеждать должен лучший, независимо от того, насколько высокие посты занимают покровители тех или иных фирм в государственных структурах. Хотя, конечно, от чиновников и в России, и в США, и в других странах зависит многое. И не всегда их выбор бывает оправданным.

Впрочем, говорить о преимуществах самолетов «МиГа» или «Сухого» должны говорить специалисты. Но интересно, что даже вокруг контрактов на постройку уже существующих образцов техники подчас разгораются нешуточные страсти. Как, например, вокруг строительства двух эсминцев для Китая. Первоначально предполагалось, что заказ на строительство получит «Северная верфь», расположенная в Санкт-Петербурге. Однако после проведения тендера межведомственной комиссией под руководством Ильи Клебанова заказ был передан Балтийскому заводу, находящемуся в том же городе. Естественно, что представители «Северной верфи» возмутились. Резонанс был настолько широк, что недавно Михаил Касьянов издал распоряжение вновь передать заказ на «Северную верфь». Правда, собственники Балтийского завода не смирились с поражением и начали скупать акции «Северной верфи». Что, впрочем, понятно, ибо речь идет о контракте общей стоимостью 1,4 млрд. долларов.

Но пока идет борьба вокруг контракта, исполнение заказа Китая откладывается. Что не может не вызывать неудовольствия китайской стороны. Где гарантия того, что в следующий раз китайцы не сделают заказ в какой-нибудь другой стране? И не только на эсминцы…

В настоящее время ситуация для отечественной оборонной промышленности и так достаточно сложна. В Индию, традиционного партнера российских предприятий ВПК, устремились американские фирмы. Которые имеют гораздо больше возможностей для отстаивания своих интересов, нежели российские. Так что борьба вокруг распределения экспортных заказов может нанести серьезный урон деловой репутации российских компаний.

Проблемы российского ВПК и вопросы модернизации армии очень серьезны и не поддаются быстрому решению. Но хорошо хотя бы то, что в правительстве не забывают о них. Существующие программы по реформированию армии и военно-промышленного комплекса вполне отвечают возможностям России. Главное добиться их выполнения. Иначе через несколько лет модернизировать и реформировать будет нечего.

Василий Бубнов

"ПРАВДА.Ру"

Ссылки по теме:

ПРАВДА.Ру:

Некоторые предпочитают "Белл"

Главная проблема российской армии - ее будущее

УТРО.Ру:

Россию "попросили" из неба и из космоса

Независимая газета:

Пятое поколение Клебанова

Обсудить