Кушай тюрю, яша, — молочка-То нет...

— Молочная кухня — в этом доме?

Женщина перехватила ребенка поудобнее и (очевидно, приняв меня за еще неопытную «коллегу») легонько вздохнула:

— В этом. Только молока в ней нет.

Молочная кухня при 11-й детской поликлинике Приволжского района в среду действительно встречала посетителей чистотой и пустотой. Впрочем, из посетителей я была одна: родители «приписанных» к кухне малышей с раннего утра удостоверились в уже привычном отсутствии молочных продуктов.

— А мы виноваты? — хором риторически вопрошают меня сотрудницы кухни. — Райфинотдел денег не дает. У нас уже 43 тысячи долгу перед молочным комбинатом, а он вообще-то отпускает продукты только по предоплате...

В райфинотделе не отпираются: да, как-то у них плоховато с финансированием молочных кухонь... Но у них такой дефицитный бюджет!

Насколько именно дефицитный? Непростой вопрос. Когда (как раз год назад) в первый раз просчитали все районные потребности — разница между доходами и расходами получилась в 24 процента. Естественно, не в пользу последних. Это, разумеется, — ни в какие ворота, и потребности пересчитали по новой. Тогда дефицит вышел 10 процентов, или 16 млн. рублей. Тоже, конечно, не торжество Бюджетного кодекса, но, решили, — сойдет. Вот с тех пор так и сходит на нет финансирование даже защищенных статей. А куда денешься — дефицит...

Но дефицитны и бюджеты других районов. Вероятно, в горздраве ночей не спят в думах о малышах Казани, нерегулярно получающих свои молочко и кефирчик?..

Разговор с сотрудником «детского» отдела горздрава успокоил меня относительно качества ночного отдыха руководителей казанского здравоохранения. Мне сообщили, что горздрав не собирает сведений о неоплаченных администрациями районов долгах молочных кухонь. И о том, в каких районах перебои с молочным питанием детей, узнают только из звонков родителей. «Действительно, из Приволжского района звонят часто», — сообщила мне, подумав, любезная сотрудница.

И в самом деле — что проку собирать сведения о том, с какой регулярностью пересыхают молочные реки в кисельных берегах районов, раз город тому горю помочь не в состоянии?.. Мэр Камиль Исхаков не устает твердить прямо в лицо республиканским начальникам, как безнадежно дефицитен бюджет самой Казани.

И как же ему не быть дефицитным! Деньги разлетаются как мухи: в попытке удержать хватаешь лишь воздух, где они только что были. Вот, например, задумали купить новые трамвайные вагоны. Хорошее дело. Так в итоге трамваи почему-то оказываются купленными вдвое дороже, чем просил завод-производитель — за 60 миллионов вместо 30... Ну как тут уследить и где тут упомнить о каких-то несчастных «молочных» тысячах!..

Ну ладно — попробуем пойти другим путем, каким уже давно и непреклонно идет наше государственное здравоохранение, а именно: «хочешь жить — плати». Бог с ними, с беспробудно бесплатными молочными кухнями и с теми детками, чьи родители не в состоянии каждый день покупать специальное молочное питание для самых маленьких. Пусть кушают тюрю по примеру героя печальной поэмы Некрасова.

Помнится, есть у нас в республике Зеленодольский молочный комбинат, а в его составе «детское» производство, соответствующее современным требованиям. Чтобы не только дорогущие сухие импортные смеси кушали малыши, но и неаллергенные «живые»-кисломолочные, к примеру — отечественные продукты. Помнится, до отмены обязательной сдачи молока производителями у «детского цеха» были проблемы с сырьем, но теперь-то их быть не должно. И, стало быть, хотя бы за деньги можно приобрести «живое» питание для ребенка? Но в магазинах его практически не достать...

Производство в Зеленодольске работает, подтвердили в минсельхозпроде, ежедневно выдает по 17 тонн детских продуктов. Но, разумеется, только по заявкам торговли или минздрава.

Ну, с торговли какой спрос... Ее задача — получение прибыли. И как видно — бог его знает почему — торговать молочными продуктами зеленодольского производства для малышей не слишком прибыльно.

Но вот минздраву отчего бы не заплатить не такие уж великие деньги за поставку молочных продуктов для самых маленьких, пока они еще не стали маленькими пациентами? Хотя бы по линии госзаказа. Или почему бы не сделать это министерству по делам молодежи?.. Или минсоцобеспечения?.. Тем более что отрасли-бюджетополучатели, как свидетельствуют минфиновские показатели, в этом году перефинансированы.

Видно, «трамвайная болезнь» поразила все сферы татарстанских финансов настолько, что уж совсем никак не хватит детишкам на молочишко...

Марьям Арсланова

«Вечерняя Казань»

Обсудить