Чем Зарплату выдают? Бетоном

Левобережный завод железобетонных изделий снова залихорадило. На этот раз пуще прежнего. Зарплату начали выдавать... бетоном.

Производственный план выполняется на 14 процентов. Даже рабочие с двадцати-, тридцатилетним стажем побежали с завода. За последнюю неделю трудовые книжки забрали четырнадцать человек. За последние два месяца — четверть от общего числа рабочих! Зато в полку руководства ЛЗЖБИ снова прибавление — новый директор, и ситуация в «учредительской верхушке» с каждым днем все интереснее.

— Наш завод построил 95 процентов домов в Автозаводском районе! У нас такие мощности, такие возможности! Но руководство никак не может поднять завод с колен, а городу мы, получается, не нужны. Городским властям, видимо, выгоднее работать с ульяновскими подрядчиками, — по дороге в цех сетует начальник ОТК ЛЗЖБИ Валерий Харламов.

На пути нам встречаются двое работников завода — мастер цеха Владимир Никонов и бригадир Михаил Крутов. У обоих далеко не оптимистичное настроение.

— Свою невыплаченную зарплату, 16 тысяч рублей, я взял бетоном. Но его транспортировка и продажа обошлись мне в 4,5 тысячи рублей. Эти деньги совсем не лишние у меня... — сообщает Никонов (кстати, трудовой стаж у него на ЛЗЖБИ — 33 года).

— А мне даже бетоном не хотят возвращать кровные 30 тысяч рублей. Выписал 4 куба, но вряд ли получится. Уволюсь! Дочь в институт поступила, деньги нужны. Уволюсь! — машет рукой Михаил Крутов.

В седьмом формовочном цехе, единственном, пожалуй, где еще не встало производство, работают двадцать женщин и двое мужчин. А должно быть наоборот — тяжелая здесь работа, наполовину ручная. Женщины всемером переворачивают огромную бадью с бетоном, заливают формы. Когда мы зашли в этот цех, поразились глубокой тишине. Не громыхают станки, не шумит пар. В глубине цеха за столом сидит десяток закутанных в фуфайки и платки женщин. Пьют чай. Не из чашечек — из банок.

— Есть нечего, пьем пустой чай на обед! — издалека здороваются с нами работницы, — а потом пойдем работать дальше, ворочать бадьи. А что делать? Уволится бы рады, да куда ж нас, старых и больных, возьмут? Никуда!

Неловко спрашивать, почему так сильно «хромает» выполнению плана. Но этот вопрос вызывает бурю эмоций у женщин:

— Как почему? А кто ж его забесплатно выполнять будет? Мы в марте план перевыполнили, по субботам работали и до сих пор денег за свой труд не получили!.. Тут должно быть в два раза больше работников, чтобы план выполнялся. К тому же нужна мужская сила. Мы физически не осиливаем семь плит в день изготавливать. Нас хватает только на две-три.

Разговор снова возвращается к больной теме — как получить зарплату. То, что рассказывают работницы, похоже на курьез.

— Зарплату выдают кубометрами бетона. И тут же предлагают его продать, но за каждый куб сдирают с нас по 600 рублей — за транспортировку на какой-то другой завод.

— Чепуха какая-то! — не унимаемся мы.

Но начальник ОТК Валерий Харламов подтверждает.

— А недавно нам картошку привезли. Предлагают взять в счет зарплаты. Но цена у нее дороже раза в полтора, чем на рынке. За четыре пятьдесят брать гнилую картошку?!! — терпение народа на пределе. Но берут — есть-то хочется.

...На минувшей неделе на ЛЗЖБИ состоялось собрание трудового коллектива. Впервые за полгода перед коллективом выступил новый директор господин Жосанов. Он заявил, что на днях завод получит многомиллионый кредит, который позволит до 15 октября рассчитаться с долгами по зарплате. Трудовой коллектив встретил эту новость с недоверием, мол, опять обещаниями кормят. Рабочие спросили: где наши акции, почему их никому не выдали? В ответ прозвучало туманное объяснение, что однажды на собрании трудового коллектива было принято решение продать акции в счет погашения долгов завода (!). Правда, никто из рабочих не смог вспомнить такого важного события, и большинством голосов было решено считать протокол собрания открытым обращением в прокуратуру. Другой важный момент: трудовой коллектив единогласно проголосовал за смену... учредителя. Очень хотят рабочие видеть у руля завода одну преуспевающую в городе строительную компанию. Хотя в идеале мечтают работники вернуть завод в муниципальную собственность, неужели городу не нужен свой строительный завод?

В конце собрания перед рабочими выступил начальник департамента по строительству мэрии Тольятти Аркадий Эстрин. Он был удивлен критическим состоянием ЛЗЖБИ и посоветовал рабочим... лучше работать, чтобы вывести родной завод из тупика.

В конце октября на ЛЗЖБИ запланировано еще одно собрание трудового коллектива. Большинство рабочих уверено, что к тому времени ничего не изменится: прошлой осенью руководство также рассыпалось в обещаниях поставить завод на ноги, но все осталось по-прежнему, если не хуже.

P.S. Мы пытались побеседовать с руководителями ЛЗЖБИ. Но директора застать на месте не удалось, он уехал на обед. А конкурсный управляющий Валерий Бадминов от нас отмахнулся: «Разговаривайте лучше с рабочими, они вам скажут всю правду!»

Любовь Марченко

Тольятти

«Площадь Свободы»

Обсудить