Новый опыт "криминальной столицы". "На дне": Дайте им шанс

Проблема беспризорных, бездомных граждан стала за последние годы, в числе многих прочих, головной болью России. Только в Санкт-Петербурге бездомных, лишенных элементарных человеческих прав, не менее 50 тысяч (и это по официальным данным), и 80% из них - коренные жители города. На государственном уровне действенных мер по решению данной проблемы не принимается, а положение с каждым годом все усугубляется. На местах, на уровне местного самоуправления людям приходится самостоятельно проявлять инициативу, искать выход, хоть как-то реабилитировать «социалку»…

И иной раз просто поражаешься предприимчивости русского человека. В том же Санкт-Петербурге придумали необычный способ реабилитации бомжей и бездомных.

Каждый, кто волею обстоятельств оказался «на дне», был выброшен из общества, - получил реальную возможность самому заработать себе на жизнь и не стоять с протянутой рукой.

…Газета «На дне» (кроме Санкт-Петербурга она издается также в Новосибирске и Одессе) была основана неправительственным благотворительным фондом «Ночлежка» в 1994 году. И в соответствии с задумкой эта газета сразу же стала, в буквальном смысле слова, рабочими местами для бездомных.

«На дне» – социальная газета, таковой, как считает редакция, ее делает прежде всего способ распространения. А именно - «На дне» могут продавать только люди, которые не имеют прописки, и те, которые по каким-либо иным причинам пока не могут устроиться на постоянную работу. Редакция при этом строго следит за исполнением своих требований.

От бездомных же требуется только желание – поскорее влиться в полноценную общественную жизнь и почувствовать себя нужным людям. Получил же другую работу – о распространении «На дне» уже можешь забыть.

Может показаться, в силу объективных причин, что это – ужасно скучное и рассчитанное на довольно узкую аудиторию издание. Хотя бы по тому факту, кто его распространяет. Как бы не так!.. Довелось однажды побывать в Питере и стать свидетелем того, как эта самая газета у одного немолодого и, пусть очень скромно, но опрятно одетого человека, стоящего у питерского метро, шла буквально нарасхват.

«На дне», действительно, может поддержать своих распространителей, ведь затрагиваются в ее публикациях далеко не только остросоциальные проблемы. Авторы активно пишут о событиях городской жизни, помещают публицистические статьи и собственные художественные проекты, публикуют материалы о современном искусстве и кино, о современной музыке самых различных направлений. Проводят также различные творческие конкурсы, победителям котрых предлагаются интересные призы. Одним из последних, помнится, были фирменные кружка и ручка с логотипом "На дне" и бесплатная годовая подписка на это издание, плюс публикация в нем.

Безусловно, находкой является то, что в каждом номере – афиша театров, кино, концертов, ночных клубов Санкт-Петербурга и Москвы. Это привлекает молодежь – что, несомненно, большой плюс для издания.

Удивительно, вообще, было увидеть в питерском метро модно одетого («продвинутого», выражаясь молодежным жаргоном) молодого человека, читающего не рекламируемые повсеместно «желтые» «Молодой» или «Молоток», а газету «На дне»…

(В Москве, кстати, информационную поддержку питерской газете оказывает ночной клуб «Проект ОГИ» – там всегда можно приобрести «На дне».)

Итак: распространитель покупает газету в редакции по 1 рублю 60 копеек за экземпляр и продает ее на улицах по фиксированной цене - 4 рубля (в киоске, понятное дело, «На дне» никогда не купишь). Повышать или понижать цену самостоятельно строго запрещается. Кроме того, для распространителей установлены строгие правила продажи и общения с покупателями. Кстати, их общению с людьми (как и денежному расчету с покупателями) не плохо бы иной раз поучиться и всем остальным – так сказать, «официальным» нашим продавцам. Жалоб в редакцию со стороны покупателей «На дне» не поступает.

Понятное дело: речь идет о некоммерческом издании. Возможная прибыль от продаж тиража идет исключительно на материальную помощь обездоленным, профилактику бездомности в Петербурге.

«Покупайте газету на улице, относитесь к распространителям с пониманием, будьте милосердны к тем, кто проиграл один раунд в жестокой борьбе за место под солнцем. Дайте им шанс…» - пишет газета.

Есть ли где-нибудь еще подобный опыт решения проблемы бездомных?.. Наверняка есть, и было бы интересно узнать о новых примерах.

Сергей СТЕФАНОВ

НА ДНЕ: Город и его бездомные. "Гуманные" идеи и реальные дела