Питерские Лоцманы взбунтовались: курс - на забастовку

Санкт-Петербургский Морской порт практически парализован бессрочной забастовкой лоцманов, которые отказались сопровождать приходящие в северную столицу суда от приемного буя, а также провожать уходящие в плавание корабли.

Во вторник, когда была объявлена забастовка, исключение было сделано лишь для двух лайнеров с иностранными туристами на борту. 86 судов "застряло" в порту. Все погрузочно-разгрузочные работы, естественно, пришлось остановить: в результате все подъездные пути оказались забиты грузами, ожидающими отправки.

Убытки Морского порта лишь за один день составили порядка 60 миллионов рублей - впрочем, эта сумма покажется мелочью по сравнению с убытками перевозчиков. Например, руководство "Первой стивидорной компании" - крупнейшего российского обработчика грузов, объем перевалки которого составляет 400-500 вагонов в сутки, оценивает ежедневные потери от вынужденного простоя в 250-300 тыс. долларов.

Что же заставило лоцманов пойти на столь жесткие меры?

Причиной забастовки послужило постановление правительства РФ от 17 июля 2001 года, которое предусматривает создание в портах Новороссийска, Санкт-Петербурга, Мурманска и Калининграда государственных лоцманских служб. Полномочия некоммерческих организаций, которые и занимаются сегодня проводкой судов в Санкт-Петербурге, должно быть прекращено в сентябре-октябре 2001 года.

По утверждению руководителя пресс-службы министерства транспорта Александра Филимонова, это связано с тем, что коммерческие организации забирают всю сумму, которую получают за проводку судов, (а она стоит "от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов") в фонд заработной платы, тогда как государственные лоцманские службы вынуждены "нести на себе" обслуживание всей инфраструктуры порта, задействованной в проводке судов.

Кроме того, Филимонов отметил, что постановление правительства РФ касается лишь тех портов, которые "являются объектами стратегического назначения". Однако срок лицензии некоммерческих служб истекает лишь 1 января будущего года, и не вполне понятно, насколько законным является одностороннее изменение правил игры.

Главная же беда состоит в том, что государственная лоцманская служба в Морском порту Санкт-Петербурга находится в стадии становления. Бастующие лоцманы туда идти не хотят, опасаясь резкого уменьшения заработной платы, и администрация вынуждена готовить собственных специалистов. Но, во-первых, их всего 31, а, во-вторых, подавляющее большинство из них еще проходит стажировку, и сможет приступить к работе не ранее декабря. Лишь два-три государственных лоцмана имеют лицензию - именно благодаря им в среду в Петербург смогли попасть два туристических корабля. Но полностью заменить 118 специалистов, которые работают сегодня в порту, им, разумеется,не удастся.

Привести же "штрейхбрехеров" из других регионов, например, из Мурманска, Архангельска, не представляется возможным - там поддержали забастовку. Поэтому утверждение о том, что скопление судов в порту удастся ликвидировать к концу недели, кажется излишне оптимистичным.

Секретарь Ассоциации морских лоцманов России (АМЛР) Константин ЩИГОЛЕВ так комментирует происходящее:

- Мы и без того проявляем достаточно человеколюбия. Только нас никто, почему-то, не жалеет. Ассоциация лоцманов существует с 1990 года и за это время к нам не было ни одной претензии. Ни со стороны судовладельцев, ни со стороны руководства портов. 350 лоцманов Ассоциации - это три четверти всех лоцманов страны - осуществляют лоцманское обслуживание на некоммерческой основе в крупнейших портах России.

Такие самоуправляемые лоцманские организации используются в большинстве ведущих морских держав. Наши лоцманы обеспечивают 81% морского грузооборота страны. Так что, нас обидели незаслуженно, и забастовка будет продолжаться до тех пор, пока постановление не отменят".

О том, что правительство решило перекрыть кислород негосударственным лоцманским организациям в портах Санкт-Петербург, Новороссийск, Мурманск и Калининград стало известно 24 июля. Сообщил об этом во время визита в Северную столицу первый заместитель министра транспорта РФ В. Рукша. Он заявил, что сначала реформа коснется лоцманского и буксирного обеспечения.

Потом - транспортно-экспедиторской деятельности, технического снабжения и стивидорных компаний. Отныне портовые сборы и плата за обслуживание в портах будут собираться филиалами государственного унитарного предприятия "Росморпорт", которую учреждает Минтранс РФ. "Росморпорт" будет иметь филиалы во всех российских портах.

- Все компании, работающие в портах, тратят слишком много денег на собственные нужды и "Росморпорт" исправит это положение, - заявил В. Рукша. Министерство транспорта ведет переговоры с забастовщиками и, по словам его руководителей, надеется достигнуть определенных договоренностей. Однако, при этом руководители Минтранса исходят из того, что постановление правительства надо выполнять. Лоцманы же Минтрансу не верят, и считают постановление незаконным, они настаивают на встрече либо с президентом России, либо с полномочным представителем президента в Северо-Западном федеральном округе.

Марина РОМАНОВА

ПРАВДА.РУ

Санкт-Петербург

Ссылки по теме

Первая попытка проверки лоцманских служб в российских морских портах закончилась неудачей

Морю будет не до смеха

Seanews. Порт начинается с лоцмана