Андрей Девятов: китайский проект Сиблеспрома

Вечная ценность холодной России – свободный лесной потенциал Сибири. Участвовать в программе его освоения в рамках российско-китайского межправительственного соглашения от 03.11.2000 года выразила готовность современная лесопромышленная холдинговая компания «Сиблеспром». На первом заседании Постоянной российско-китайской рабочей группы по освоению и использованию лесных ресурсов, проходившем в Москве в начале апреля, инвестиционные предложения компании «Сиблеспром» были переданы китайской стороне на изучение. В протокол заседания был официально занесен и входящий в холдинг порт Зарубино на Японском море, имеющий возможности удобного транзита лесных грузов по транспортному коридору в Китай через пункт пропуска Хуньчунь-Краскино.

«Сиблеспром – Холдинг» - торгово-промышленная структура, выстраивающая свою хозяйственную деятельность в соответствии с жесткими требованиями рынка. Головной офис холдинга, формирующий единую политику корпорации и регулирующий финансовые потоки – в Москве. Внутренние производственные органы расположены в Томской и Читинской областях. Торговые представители компании работают на востоке в порту Далянь (Китай), на западе в порту Новороссийск и на юге в Алма-Ате. Лесной массив в распоряжении заготовительных компаний холдинга по запасам древесины превосходит 220 млн куб.м, что в долгосрочной перспективе обеспечит свободу манёвра заготовок на избыточной расчётной лесосеке, а к исходу 2002 года позволит выйти на объём заготовки круглого леса в 1 млн. куб.м. Сырьевую базу «Сиблеспром» составляют, в основном, сосна, лиственница, кедр и берёза. Опорный край для освоения ресурса холдинга находится в Томской области, а основной коммерческий вектор направлен на расширяющийся рынок Китая.

В связи с лесом примечательно, что китайцы, озабоченные проблемами борьбы с наводнениями от безудержных в обезлесенных районах ливневых стоков, ввели у себя на 20 лет запрет на рубки деловой древесины. А для удовлетворения потребностей страны в лесной продукции с 1998 года стали вкладывать капитал государственных корпораций в покупку лесных массивов в США, Канаде и других странах Азиатско – Тихоокеанского региона. Только в далёкой Новой Зеландии китайцы купили на условиях 50% доли собственности лесной массив в 190 тысяч гектар с ресурсом заготовки 3,5 миллионов кубометров кругляка в год. Более половины этого объёма китайцы в переработанном виде завозят в КНР, а остальное продают в третьи страны.

Целям получения доступа к лесному потенциалу России служит и упомянутое российско-китайское соглашение о совместном освоении лесных ресурсов. Что интересно, это соглашение впервые в практике российско-китайских отношений предусматривает китайские инвестиции в Россию, ибо китайцы понимают, что без вложения капитала в технику индустриальной лесозаготовки и вывозки достать требуемый Китаю лесной ресурс из Сибири невозможно. А хотят китайцы заготавливать в Сибири 2,5 миллиона кубометров леса в год в течение 25 лет (с переработкой 25% на территории России). Кустарными методами нарастить такие объемы заготовки там, где полным полно качественного леса, но абсолютно нет никакой инфраструктуры вывозки, нельзя.

Лес ресурс естественный, экологически чистый и достаточно возобновляемый именно в суровой, малозаселённой, холодной Сибири и недостаточный в более благодатных тёплых местах обитания и хозяйствования основных масс людей. Поэтому и расплачиваться за иностранные инвестиции в русский лес отчислениями от иностранных же платежей за вывозимую лесную продукцию резонно и выгодно. Но реактивным победителем на рынке может быть только крупный отечественный игрок. Мелкие будут обязательно активничать, конкурировать и мешаться друг другу, а потому и проигрывать китайцам.

Дело, стало быть, за тем, чтобы государство передало крупному русскому предпринимателю права на использование участков лесного фонда на условиях долгосрочной концессии. Когда права на лес будут в руках крупных русских компаний, создание ими совместных предприятий с китайским капиталом будет полностью в национальных интересах и России и Китая. Ведь расчётная лесосека используется в Сибири лишь на 5 –7 %, а китайские деньги, придя в русский лес, перешли бы в материальные стоимости дорог, мостов, станций погрузки, портов, недвижимости и оборудования деревообрабатывающих предприятий и посёлков проживания работающих на них людей. Этой цели служит протокол о намерениях, подписанный «Сиблеспром – Холдинг» с китайским «Лесопромышленным объединением Большого Хингана» в начале июля, в ходе визита в Россию делегации Государственного управления лесного хозяйства КНР.

Также выиграли бы и Россия и Китай, если бы на правительственном уровне увязали вопросы геополитики с вопросами геоэкономики, нарастив сухопутный транзит китайских грузовых потоков по новому маршруту через порт Зарубино. В этом году по транспортному коридору через порт Зарубино автомобилями уже выполнен объём перевалки 60 тысяч тонн технологической щепы направляемой из Китая в Японию.

Достаточно сказать, что прокладка единой (без перегруза, как раньше на КВЖД) колеи из Маньчжурии (теперь от перехода Хуньчунь Краскино) до порта Зарубино длиною то всего 80 км поперёк Уссурийского края по ранее заявленным китайцами объёмам перевозок в 2 млн. тонн грузов в год могла бы дать на ж.д. транзите и перевалке в порту 20 млн. ам. долларов доходов (10 долларов на тонне). Но мысль о том, что китайский бронепоезд когда-нибудь сможет за час домчаться до российского порта и с боем взять оплот российской инфраструктуры, пока что лишает порт Зарубино потенциального грузопотока, а соответственно доходов, инвестиций, одним словом – экономического и социального развития.

Андрей Девятов

Июнь 2001 года

Обсудить