Игорь телин: потеряв Рузаевское отделение кжд, мордовские Власти рискуют остаться без Своего "куска пирога" в предстоящей приватизации

Руководство Мордовии прилагает сейчас поистине титанические усилия для сохранения как самостоятельной единицы Рузаевского отделения Куйбышевской ж/д. В местных средствах массовой информации, фактически подконтрольных мордовским властям, проводится кампания по разъяснению всех положительных моментов, связанных с сохранением отделения. Упор делается на социальный аспект проблемы: в случае упразднения отделения предстоит массовое сокращение железнодорожников. С функционированием отделения увязывается и движение электропоездов по пригородным маршрутам, что весьма актуально в летний дачный сезон. Однако у руководства Мордовии существует и материальный интерес в сохранении Рузаевского отделения.

Дело в том, что 12 апреля Правительство РФ одобрило в целом проект реформирования железнодорожного транспорта в стране. Решен самый главный вопрос: будут ли железные дороги, пройдя процедуру акционирования, отданы в частные руки? Как известно, основные фонды железных дорог и вся транспортная структура останутся в собственности государства. Непосредственно ОАО "Российские железные дороги" будет создано не позднее 2003 года, при этом тарифы на грузовые и пассажирские перевозки будет определять единый государственный орган, что позволит не ущемлять интересов ни пассажиров, ни грузоотправителей и грузополучателей.

В то же время, в рамках реформирования железнодорожного транспорта планируется создание целого ряда дочерних компаний, в частности, по пассажирским перевозкам дальнего и пригородного сообщения, по рефрижераторным и грузовым перевозкам. В качестве подконтрольных предприятий будут выступать также ремонтные мастерские и заводы, выпускающие запасные части для вагонов и локомотивов. Кроме того, планируется, что через несколько лет, когда финансовое состояние этих дочерних компаний и предприятий станет в достаточной мере стабильным, их акции будут размещены на фондовых биржах для привлечения инвестиций. Российское правительство рассчитывает, что реформирование железнодорожной отрасли позволит привлечь инвестиции на уровне 30-40 миллиардов рублей ежегодно.

Власти регионов в ходе реформ получат возможность участвовать в уставных капиталах дочерних компаний, занимающихся пригородными пассажирскими перевозками. Именно это обстоятельство и волнует особо руководство Мордовии, которое с ликвидацией Рузаевского отделения Куйбышевской железной дороги полностью потеряет возможность какого-либо контроля над этой высокодоходной отраслью на территории республики. Допустить этого местные власти, фактически полностью контролирующие все сферы внутриреспубликанской жизни - как социальные, политические, так и экономические, не могут. Однако, судя по всему, руководство КбшЖД собирается вывести политико-экономическую группу, сформировавшуюся вокруг лидера Мордовии Николая Меркушкина, из игры, то есть полностью лишить руководство республики возможности хоть в какой-то мере контролировать доходные финансовые потоки, связанные с функционированием на территории РМ железнодорожной отрасли. Своеобразным оселком, на котором проверяется потенциал местных властей по лоббированию собственных интересов и интересов региона, связанных с железнодорожной отраслью, явилось задевающее самые широкие слои населения сокращение пригородных пассажирских перевозок.

В принципе, первые тревожные сигналы для руководства республики прозвучали осенью минувшего года, когда Управление Куйбышевской железной дороги по настоянию министерства путей сообщения России отменило движение по республике сразу нескольких пригородных электропоездов, существование которых было признано нерентабельным. Более того, республика оказалась должна значительную сумму железной дороге. Руководство КбшЖД поставило жесткое условие: Мордовия должна погасить долг, прежде чем получит согласие на восстановление в полном объеме пригородного железнодорожного сообщения.

Как сообщил корреспонденту "ПРАВДЫ.Ру" заместитель начальника дирекции пассажирских перевозок Рузаевского отделения Олег Асанов, первоначально долг составлял 55 миллионов рублей. С большим трудом из этой суммы было погашено лишь шестнадцать с половиной миллионов. Правительство республики стало предпринимать все возможные усилия, чтобы добиться восстановления движения пригородных поездов и электричек. Однако, серия консультаций в министерстве путей сообщения и Управлении Куйбышевской железной дороги положительного результата не принесла. Железнодорожникам была предложена достаточно сложная система взаимозачетов и погашения долга за счет поставляемой электро- и теплоэнергии. Железной дороге предоставляется льготный энергетический тариф: если для промышленных предприятий один киловатт электроэнергии стоит 69 копеек, то для железнодорожного транспорта - 48 копеек. Правительство республики считает, что за счет льготного тарифа железная дорога в Мордовии сэкономила 42 миллиона рублей и настаивает, чтобы эта цифра учитывалась в сумме выплат на погашение убытков, однако, руководство КбшЖД с этим не соглашается, резонно полагая, что эти тарифы определяются не на республиканском, а на федеральном уровне. Со стороны местных властей была предпринята попытка и силового воздействия: зимой отключалась подача тепла в административные здания станции Саранск, но это также не принесло положительного результата: позиция руководства железной дороги не смягчилась, а отношения между ним и правительством Мордовии наоборот ухудшило. Далее, была сделана несколько неуклюжая попытка договориться о пуске по территории республики пригородных поездов Горьковской железной дороги, однако, и она закончилась неудачей. Стало ясно, что платить долг придется, причем долг этот - по расчетам самой железной дороги - 39 миллионов рублей. Однако, республиканское руководство не согласно с этой суммой, считая ее сильно завышенной и сдаваться не собирается. Председатель правительства РМ Владимир Волков дал указание произвести расчеты себестоимости пассажирских перевозок с тем, чтобы исключить какую бы то ни было возможность ее завышения. Сами железнодорожники, по его мнению, не могут сделать это достаточно корректно, так как в их расчетах нет четкого разделения между грузовыми и пассажирскими перевозками. Кроме того, в учет основного пассажиропотока автоматически включены все пассажиры, в том числе и имеющие льготы на проезд, а на поездах пригородного сообщения отсутствует сколько-нибудь эффективная кондукторской службы. Правительство продолжило переговоры, теперь уже с новым руководством Рузаевского отделения железной дороги. Вновь назначенному начальнику отделения Владимиру Брысякину были представлены новые расчеты, причем Владимир Волков, комментируя ситуацию в беседе с корреспондентом "ПРАВДЫ.Ру" высказал абсолютную уверенность в том, что "вопрос с электропоездами на некоторых из упраздненных ранее пригородных маршрутах полностью решен, и уже в начале мая движение будет возобновлено". Однако, реакция руководства Куйбышевской железной дороги на предложения мордовского правительства оказалась диаметрально противоположной всем ожиданиям. Движение пригородных электричек не возобновлено, и, более того, Управление КбшЖД даже ужесточило свои требования: республика должна не только полностью погасить прошлогодний долг, но еще и обеспечить более чем восьмимиллионную предоплату за провоз имеющих льготы пассажиров. Таких денег в казне Мордовии на сегодня попросту нет, потому что подобные расходы в республиканском бюджете не запланированы. Резко изменить бюджетную политику руководство Мордовии не в состоянии, следовательно остается один выход - договариваться. Именно на переговорную сторону решения проблемы и делается ставка, причем в качестве партнера по переговорам рассматривается не руководство Управления КбшЖД, а непосредственно - МПС. Республиканские власти, весьма преуспевающие в приеме высокопоставленных гостей, на которых оказывают весьма положительное впечатление широкое мордовское радушие и гостеприимство, очень надеются на возможный приезд в Мордовию министра Николая Аксененко, с которым в Саранске решить проблему будет гораздо проще, нежели на короткой встрече в московских кабинетах.

Таким образом, можно говорить, что мордовское руководство фактически решает сейчас триединую задачу, причем вполне естественно, что каждый пункт ее логически вытекает один из другого: вернув пригородные электропоезда на свои маршруты можно надеяться и на сохранение Рузаевского отделения Куйбышевской железной дороги, а следовательно - и на те материально-финансовые блага, которые принесет предстоящее акционирование железнодорожной отрасли.

г.Саранск

Обсудить