Юрий ПРОНИН: Иркутская область - это регион неиспользованных возможностей и кричащих проблем

Отчет губернатора стоимостью 222 тысячи

30 марта губернатор Иркутской области публично отчитался о деятельности своей администрации за три года и четыре месяца… Выступление Бориса Александровича Говорина продолжалось более часа и представляло собой эмоционально окрашенный пересказ роскошного издания, подготовленного по распоряжению главы области и рассылаемого по всем городам и весям для всенародного ознакомления. На подготовку к печати и тиражирование брошюры истрачено по распоряжению губернатора, 222 тысячи бюджетных рублей.

Отчет губернатора о проделанной работе - событие по российским меркам хотя и не уникальное, но достаточно редкое. Тот факт, что Борис Говорин дал принародную самооценку своей работе, заслуживает уважения и похвал, обесцененных, впрочем, другим фактом: перед нами не беспристрастный анализ, а предвыборная агитка, выдержанная в духе самовосхваления. Да и сама атмосфера, в которой готовился отчет и произносилась губернаторская речь, не располагала к дискуссиям.

Дать официальное толкование социально-экономической ситуации в регионе и показать свою решимость баллотироваться на второй срок - вот главная цель предпринятой акции. По существу, отчет о проделанной работе является основным предвыборным документом команды Бориса Говорина, первоисточником для всех агитаторов за нынешнего главу области.

Лукавые рейтинги

На первых страницах отчета публикуются социально-экономические рейтинги Иркутской области, которые комментирует ректор Иркутской государственной экономической академии, доктор экономических наук, профессор Михаил Винокуров. За основу берутся оценки, подготовленные и опубликованные влиятельным столичным журналом «Эксперт» в ноябре прошлого года. Берутся, однако, не все, а выборочно. Например, упоминается шестое место нашей области среди регионов России по природно-ресурсному потенциалу, который, надо сказать, не зависит от действий местной власти. Говорится о 14-м месте по суммарным доходам населения, о том, что по уровню промышленного развития, доле экономически активного населения, темпам роста малого бизнеса, объему капитальных вложений Иркутская область находится в лидирующей двадцатке. Отмечено, что инвестиционный потенциал Прибайкалья, определяемый как сумма указанных факторов, является 16-м в стране. А вот дальше начинаются «фигуры умолчания». Не упомянуты 31-е и 75-е места, выставленные «Экспертом» Иркутской области по инновационной (научно-технической) и инфраструктурной (дорожно-транспортной) составляющим инвестиционного потенциала. Не сказано, что в рейтинге инвестиционных рисков Иркутская область стоит на 55-м месте из 89-ти регионов, причем если в отношении законодательного, экономического и финансового рисков ситуация относительно благоприятна (соответственно 13-е, 23-е и 24-е места), то политический, социальный, экологический и криминальный факторы инвестиционного риска очень высоки - 58-е, 61-е, 79-е и 80-е места…

Рейтинги, опубликованные в других изданиях, вообще не использованы. Так, по оценкам, подготовленным столичным фондом «Центр политических и технологий» (ЦПТ) и обнародованным в «Известиях» за 24 октября 200о года, Иркутская область по своему экономическому весу, включающему в себя численность населения, природно-ресурсный потенциал, уровень хозяйственной освоенности и отраслевую структуру экономики, занимает 11-е место среди регионов России. Но этот уровень разительно отличается от рейтинга социального самочувствия Прибайкалья: по этому показателю наша область только на 54-м месте. Получается, Иркутская область - это регион неиспользованных возможностей и кричащих проблем…

Обратная сторона Луны

Составители отчета могут возразить: «Ни одна из приведенных нами цифр не является лживой. Мы сказали только правду». Да, прямой лжи в отчете нет, но в нем не вся правда. По большому счету, полуправда хуже лжи, ибо стимулирует заблуждение изощренными методами. Неверно говорить, что администрация не сделала ничего - кое-что она сделала. Но создавать впечатление, что нет множества проблем, решить которые не удалось, а в ряде случаев предлагались негодные решения, - значит, грешить против истины.

В мировой философии давно известен пример со стаканом: если его наполовину наполнить водой, то один человек может сказать, что стакан полупустой, а другой, что полуполный. «Изюминка» в том, что каждый из них прав. Губернатор, однако, пытается создать впечатление, что стакан вообще полный, ну, или, во всяком случае, его администрация наполнила его до краев, а затем влага испарилась не по вине областной власти.

Загадки экспорта

Цитата из выступления губернатора: «Прежде всего, было решено позаботиться о человеке - выплатить уже заработанное и дать возможность зарабатывать впредь. Правда, для этого пришлось взять кредит 760 миллиардов рублей в ценах 1997 года для погашения задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы. К 1 января 2000 года мы рассчитались с этим кредитом». Администрации области просто повезло: взяв беспроцентный кредит у Министерства финансов, после августа 1998 года она возвращает сумму, облегченную в четыре с половиной раза. Свыше 75 процентов полученного кредита оказались просто подарком. В этом, пожалуй, главная удача Бориса Говорина – он оказался губернатором не в эпоху спада, а в период оживления экономики.

Чтобы сказанное мною не показалось кому-то преувеличением, приведу еще один пример. Суммарный экспорт всех предприятий Иркутской области составил в 1997 году 2,2 миллиарда долларов, или менее 14 миллиардов деноминированных рублей по тогдашнему курсу. В 2000 году экспорт за счет благоприятной конъюнктуры мировых цен достиг трех миллиардов долларов, или свыше 85 миллиардов рублей.

Шестикратный прирост на фоне почти неизменных ставок налогообложения мог бы преобразить наш регион до неузнаваемости. Однако ничего подобного не произошло. Если в 1997 году доходы консолидированного бюджета области составили 8,6 миллиарда деноминированных рублей, то в 2000 году - 15,1 миллиарда. Еще раз вдумайтесь: по экспорту рост в шесть раз, а по доходам областного бюджета - менее чем вдвое. Очевидно, предприятия-экспортеры уводят за пределы региона огромные средства. И администрация Говорина не смогла этому помешать.

Честность - лучшая политика

Перейдем к нынешней ситуации. «В области мы в основном завершили программу антикризисного управления. Мы отошли от края пропасти», - отметил Говорин, завершая доклад. Самооценка, мягко сказать, завышенная. Промышленный рост, достигнутый в 1998-2000 годах, стал результатом девальвации рубля, то есть события, случившегося не по воле губернатора. «Слава богу, ушли в прошлое многомесячные задержки пенсий», - подметил губернатор. Вот именно: слава богу, а не кому-то еще! Они выплачиваются из федеральной казны, а та, в свою очередь, наполняется прежде всего за счет высокой цены на нефть на мировом рынке. Не будет цен - не будет и пенсий.

Отойдя на шаг от пропасти, область может снова в ней оказаться. Промышленный рост крайне неустойчив, а колониальная структура региональной экономики за четыре года не изменилась: по-прежнему правят бал сырьевые переделы, а обрабатывающие, высокотехнические отрасли плетутся в хвосте. Вот здесь бы развернуться областной администрации! Так нет, администрация ругает предшественников и восхваляет саму себя. Между тем, эффект 1998-го года почти исчерпан, а мировые цены на лес и алюминий поползли вниз. Если в 1998-2000 годах экспортные отрасли росли как на дрожжах, то итоги работы промышленности Иркутской области за январь-февраль первого года третьего тысячелетия свидетельствуют о приближении нового кризиса. Только алюминщики добились прироста объемов производства по сравнению с тем же периодом прошлого года на 0,4 процента, то лесопромышленный комплекс «упал» на 4,8 процента, химическая отрасль - на 9,7 процента.

Первой ласточкой грядущих испытаний стал Братск, лишившийся значительной части экспортных поступлений в городской бюджет и оказавшийся не в состоянии выплачивать 20-процентную надбавку бюджетникам. С быстротой лесного пожара кризис может распространиться (точнее, вернуться) и на остальные территории региона. Тем более, что губернатор Борис Говорин не создал серьезных противовесов такому развитию событий. Он просто плывут по течению, и пытается выиграть выборы прежде, чем неустойчивость экономической ситуации станет ясна всем. Что касается оппозиции, в праве которой на существование Борис Говорин опять по существу отказал в своем выступлении, то ее задача заключается в том, чтобы предложить эффективные меры по развитию экономики Иркутской области, суметь их реализовать и в том, чтобы отчеты, подобные нынешнему, получали всестороннюю оценку.

Полную версию статьи читайте на сайте иркутской газеты «Честное слово».

Юрий ПРОНИН

Иркутск

Обсудить