«Сибирское соглашение» мирит железнодорожников и лесников

Первый заместитель губернатора Иркутской области Николай Мельник сообщил журналистам о результатах заседания координационного совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», прошедшем 11 апреля. Заседание это было посвящено проблемам лесного хозяйства и промышленности Сибирского федерального округа.

Поскольку организаторы заседания решили, что лесная промышленность напрямую связана с железнодорожным транспортом, в мероприятии также приняли участие представители Министерства путей сообщения во главе с заместителем министра Сергеем Гришиным и представители четырех железных дорог, находящихся на территории Сибирского округа.

Как считают участники заседания, на сегодняшний день в лесной отрасли существует две главные проблемы. Первая относится к вопросам чисто техническим. Несмотря на довольно суровую зиму на нижних складах лесоперерабатывающих предприятий скопились десятки тысяч тонн готовой продукции, круглых лесоматериалов и пиломатериалов. Не вывозятся они из-за недостатка подвижного состава. После взаимных упреков выяснилось, что правы и лесники, и железнодорожники.

Подвижного состава действительно недостаточно, вместо необходимых 21 тысячи платформ и полувагонов поступило только 16. В то же время используются они неэффективно, слишком велики простои вагонов под загрузкой и разгрузкой, что и ведет к сокращению оборота вагонов и их дефициту. Теперь МПС пообещали направлять как можно большее количество подвижного состава в наиболее нуждающиеся в этом регионы. Представители же лесного бизнеса просто обязаны принять меры по повышению оборачиваемости вагонов.

Кстати, очень неприглядную роль в этом деле играют экспортеры, работающие на рынке эпизодически, либо очень небольшое время. Они пытаются провести на 25-30% больше задекларированного объема, в результате таможня арестовывает груз на границе и задерживает вагоны до выяснения обстоятельств. Таким образом, сейчас выведено из оборота около 300 вагонов. Таможня просто не справляется с такими объемами грузов, поэтому теперь совместно с главным таможенным управлением и наиболее крупными и надежными экспортерами будут организованы опорные пункты для проверки грузов.

Мелким экспортерам и частным предпринимателям это принесет дополнительные проблемы, но ведь именно по их вине ежегодно теряется до 30% налогов и таможенных пошлин. Помимо этого тормозит вывоз продукции и низкая пропускная способность сопредельных железных дорог, иначе говоря, в тот же Китай, мы вывозим столько, что он не в состоянии обработать, и составам приходится подолгу стоять на подъездных путях. На координационном совете было принято решение о том, что часть грузов теперь будет идти через морские порты Дальнего Востока.

Второй проблемой, которую рассматривали на совместном заседании, были тарифы на перевозку грузов. Сегодня затраты на транспортировку продукции привели лесные предприятия к низкому уровню рентабельности. При дальнейшем повышении тарифов этот уровень может дойти до нулевого или даже минусового. Между тем лесная промышленность относится к бюджетообразующим, бюджеты областей Сибирского округа рассчитаны на 8-10% ее роста. Поэтому необходимо менять тарифную политику, чтобы избежать падения темпов роста. Члены координационного совета встречались с губернатором Красноярского края Александром Лебедем, возглавляющим в Совете Федерации комиссию по транспорту. Он также считает, что тарифы на перевозку за пределами уральского хребта, то есть, на расстояния свыше пяти тысяч километров от морских портов, должны быть гораздо ниже, чем в европейской части России. Это решение координационного совета было подписано Николаем Мельником и заместителем главы Красноярской администрации Алексеем Савиным. Теперь эти предложения с расчетами будут отправлены в правительственную комиссию по тарифам, а также в дирекцию ассоциации «Сибирское соглашение», с тем, чтобы та поддержала их на майском общем заседании.

Ирина БУРАКОВА

Обсудить