Юрий маслюков: Свою "живучесть" российские Предприниматели доказали

- Оппозицию, и КПРФ в частности, нередко упрекают в стремлении "отобрать и поделить". Как тут не вспомнить целую кампанию на тему "Купи еды в последний раз!" Да и в бытность вашу, Юрий Дмитриевич, вице-премьером правительства, нет-нет, да и раздавались возгласы о "раскулачивании" и тому подобном, хотя практика тогдашнего кабинета министров никакого повода к тому не давала. Каково же сейчас отношение экономического блока оппозиции к частному предпринимательству, к тому, что называют малым бизнесом?

- Социально-экономическая значимость малого предпринимательства уже не нуждается в дополнительных доказательствах. Об этом убедительно свидетельствует вклад малого бизнеса в достижение современного состояния экономики во всех индустриально-развитых странах. Этому предшествовала большая и продолжительная работа по формированию у людей мотивации и уважения к предпринимательству. На государственном и региональном уровнях стимулировалось увеличение числа малых предприятий, координировалось изменение их структуры и территориальное размещение с учетом социально-экономической ситуации.

Опыт управления малым бизнесом, накопленный в странах Западной Европы в национальном и межгосударственном масштабе, еще слабо используется в России. Между тем именно малое предпринимательство создает основу рыночной экономики, что, между прочим, было замечательно продемонстрировано в нашей стране в период НЭПа.

Необходимость предоставления возможностей для частной предпринимательской инициативы в условиях крупного производства была осознана в Советском Союзе еще в конце 80-х годов. К сожалению, кооперативное движение без соответствующего правового поля и культуры индивидуального предпринимательства не дало ожидаемого эффекта.

- Становление малого предпринимательства проходило в условиях отсутствия четкой позиции законодательной и исполнительной власти в отношении этого сектора экономики. Об этом свидетельствует разрозненность федеральных и региональных законов по вопросам малого предпринимательства...

- А также частичное, половинчатое выполнение правительственных решений, в том числе трех федеральных программ по поддержке малых предприятий. Только в начале 2000 г. была одобрена четвертая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000 - 2001 гг. О результатах работы свидетельствует сокращение в 2000 г. общего количества малых предприятий и прежде всего в науке, на транспорте и строительстве. В целом доля малых предприятий в общем числе предприятий в 1996 - 1999 гг. уменьшилась с 7 до 31%.

Предприниматели зачастую не доверяют органам власти всех уровней не только из-за высоких налогов, многочисленных проверок, организационных трудностей. Более весомая причина видится в отсутствии стратегической политики по отношению к малому бизнесу на федеральном уровне.

Между тем малое предпринимательство в России даже в этой ситуации смогло занять, пусть пока еще незначительную, но важную социально-экономическую нишу. Достаточно отметить, что по официальным данным, малые предприятия в 2000 г. произвели в пределах 6% от общего объема производства в России товаров и услуг, и в той или иной степени обеспечивают доход для миллионов семей.

- Выходит, российский мелкий предприниматель может существовать и в неблагоприятной среде?

- Свою "живучесть" российские предприниматели доказали и после финансового кризиса августа 1998 г., поскольку только часть из них не смогла переориентировать свою деятельность, снизить затраты, воспользоваться сокращением импорта и уменьшить свои личные потребности. Поэтому оставшиеся «на плаву» малые предприятия представляют собой достаточную базу для дальнейшего ускоренного развития малого предпринимательства в России. Однако реальность, интенсивность этого процесса в значительной степени зависят от эффективного использования зарубежного опыта организации малого бизнеса как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне малых предприятий.

- Мировая практика доказала, что все же крупное производство - атрибут экономической мощи государства, а крупные предприятия - основа управляемой экономики. Во всех ведущих странах крупные корпорации и фирмы определяют темпы научно-технического прогресса, обеспечивают устойчивость в экономике, играют решающую роль в экономической политике государства. Может быть, малый бизнес - это все же шаг назад, концептуальная уступка со стороны современных экономических образований более архаичным, но устойчивым формам?

- Навряд ли тут есть концептуальное противоречие. Скорее имеет место классическая схема "тезиз-антитезис-синтез". Значение крупного производства будет сохраняться в России всегда, поскольку это обусловлено масштабами государства, имеющейся структурой промышленного производства и характером внешнеэкономической деятельности. И многие собственники, руководители успешно работающих малых предприятий вышли из гигантов оборонного производства и отраслевых научно-исследовательских институтов, благодаря чему в значительной степени удалось сохранить российский научно-технический потенциал.

В Западной Европе малый бизнес занимает важное место в экономике и обеспечивает социальное спокойствие, предоставляя людям возможность самостоятельно решать проблемы материального обеспечения, самоутверждаться и эффективно использовать свою собственность. Такой подход особенно важен для России, поскольку значительная часть ее населения инертна, так как привыкла работать по найму в стабильных условиях па больших государственных предприятиях. Зато другая, меньшая, часть активно адаптируется к рыночным отношениям. Эту категорию населения следует увеличивать за счет желающих открыть свое дело. Их энергию нужно направить на решение общегосударственных и региональных социально-экономических задач. При этом не следует определять масштабы малого предпринимательства, ибо в ближайшей перспективе здесь нет ограничений. Поэтому нецелесообразно ставить задачу довести число малых предприятий, например, через 5 лет до тех или иных конкретных цифр. Это сложный социально-экономический процесс, и погоня за количественными показателями может только навредить. Важно - создать условия для предпринимательства, хозяйственной инициативы и самостоятельности, превращения малого бизнеса в отдельный самостоятельный сектор экономики и федеральной, и региональной.

- Многие субъекты Российской Федерации поняли значимость малого предпринимательства, и в отличие от центрального правительства уже активно его используют для повышения занятости населения, пополнения своих бюджетов, насыщения местного рынка товарами и услугами.

- Последнее имеет принципиальное значение и в федеральном масштабе, поскольку экономическое развитие России предполагает увеличение доходов населения, что должно активизировать потребительский рынок. Это направление обоснованно, поскольку все крупные страны в основном развиваются за счет расширения внутреннего рынка, а малые - с помощью роста экспорта. Например, экономика США в 90-х годах бурно развивалась в немалой степени вследствие высокой покупательной способности населения.

К сожалению, в субъектах Российской Федерации существуют разные точки зрения на необходимость стимулирования малого предпринимательства. Об этом свидетельствуют данные о количестве малых предприятий относительно числа жителей краев и областей. При этом меньше всего их в дотационных регионах с высоким уровнем безработицы. Именно здесь региональные органы власти не принимают конкретных решений по развитию малого предпринимательства.

- Ситуация, кажется, вполне поправима?

- Исправить положение можно только при наличии "сквозных" федеральных законов, регулирующих малое предпринимательство в целом и определяющих границы законодательной инициативы на региональном уровне. Без них невозможно создать равные условия для субъектов малого предпринимательства. Это подтверждается опытом стран Европейского союза, где федеральные законы обеспечивают населению право на малое предпринимательство, и на этой основе предприниматели вынуждают региональные власти оказывать им внимание. В этом же направлении работают федеральные социально-экономические программы, в которых решение проблем безработицы, экологии, развития отдельных производств (сельское хозяйство, строительство, инновационная сфера) предусматривается через целевое стимулирование малого бизнеса. Именно ему предназначаются финансовая помощь, налоговые и другие льготы. Например, в странах Западной Европы региональные и местные органы власти не получают дотации от федерального правительства для повышения уровня доходов населения до среднеевропейских показателей. Они имеют главное - организационные и материальные возможности для создания новых рабочих мест на малых предприятиях, что обеспечивает рост доходов населения и дополнительные налоговые поступления.

- Понятно, что в деле развития своего малого бизнеса мы вынуждены постоянно перенимать чужой опыт. Просто в виду недостаточности своего. Но мы знаем, что нередко чужие рецепты очень плохо приживаются на наших почвах.

- Ряд аспектов зарубежной практики управления малым бизнесом действительно не вписывается в российскую действительность. Тем не менее большой интерес представляет анализ системы государственной и негосударственной поддержки малого предпринимательства, скажем, в Бельгии. Модель этой системы вполне приемлема для российских регионов. Так, создание в них экономических советов с участием региональных правительств, их взаимодействие с региональными отделениями Федерального агентства поддержки малого предпринимательства могут стать первым шагом в использовании соответствующего бельгийского опыта.

В России подобное возможно при эффективном использовании государственных средств, направляемых на поддержку малого предпринимательства, определении конкретных мер по повышению доступности малых предприятий к кредитам, расширении практики предоставления им для производственного использования государственного имущества и размещении в сфере малого предпринимательства государственных и муниципальных заказов. Большое значение имеет государственная помощь в деле создания инфраструктуры для малых предприятий и снижения административных преград к нормальному предпринимательству.

Обсудить