Анатолий баранов: Путин ударил по стране ломом...

4 января, отметив Новый год, президент Путин наложил вето на принятый Федеральным Собранием закон "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов". Он сослался при этом на Конституцию, где сказано, что право свободно использовать свое имущество и торговать им "может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечением обороны страны и безопасности государства". Запрет на экспорт лома и отходов цветных металлов, считает Путин, фактически не соответствует ни одному из этих оснований.

Главный разработчик закона депутат Госдумы Геннадий Ходырев от такого толкования президентом Конституции просто в ярости: "В 1999-м году больше пятисот человек буквально поджарились на проводах ЛЭП, пытаясь украсть металл на продажу, - говорит он, и сигарета второй раз ломается у него между пальцев. - Две тысячи человек изуродовались на этом деле, и это только по позапрошлому году. За 2000-й еще не подбили статистику, но предварительно скажу - будет не меньше. Это не угроза здоровью и нравственности? Или гаранты Конституции такими цифрами как несколько тысяч человек не оперируют?"

Россия не впервой сталкивается с тем, что ее индустриальное развитие оказывается под угрозой из-за несовершенства законов и вороватости тех, кого принято считать "униженными и оскорбленными". В школе проходят чеховского "Злоумышленника", но властитель дум, а следом за ним и несколько поколений школьных учителей всецело на стороне крестьянина, который "косит" под дурачка, не понимающего, что поезд и в самом деле может сойти с рельсов, если отвинтить и пропить гайки. Школьником я верил, что мужик и вправду отвинтил одну, на грузило. Позже, столкнувшись с проблемой, я стал в этом сомневаться.

"Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем, и хранил господь, а тут крушение... людей убил... - Говорит чеховский страдалец. - Ежели б я рельсу унес или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то... тьфу! гайка." Читая сводки происшествий, связанные с хищениями металлов, в "сознательности" сегодняшних последователей так трогательно описанного Чеховым "злоумышленника", начинаешь сильно сомневаться. Один только пример: на станции Комсомольск задержаны за кражу 25 метров рельсов двое нигде не работающих граждан, которые ночью погрузили их на автомашину ЗИЛ и попытались вывезти с территории станции для дальнейшей сдачи в пункт приема металла. Тьфу? Гайка? И безработные, опять же...

Да и в чеховские времена все было не так или не совсем так.

Тэффи в школе не изучают. Она была не из числа "властителей дум", журналисткой была. И фельетон про "косцов", которые всем селом выходили с косами "косить" провода, считая это доходным народным промыслом, куда более выгодным, чем хлебопашество, в школьную программу ни старого, ни нового времени, похоже, не вписывается. Потому что выходит, что в смутные времена тот самый народ, к которому непременно апеллируют "властители дум", если его не ограничить законом, совершает очень скверные вещи.

Откуда, например, взялась разруха после Гражданской войны, почему встали все паровозы, заводы и паровые мельницы? Ведь ни белые, ни красные, ни даже махновцы специально ничего не разваливали. Зато народ, изрядно обедневший и потерявший по случаю смуты, как говорили раньше, нравственные ориентиры, тащил что ни попадя - кто в лавку старьевщика, а кто и по крупному, за рубеж. "Союзники" Колчака уперли весь золотой запас, а народ-страстотерпец прошелся по цветным и черным металлам.

Почему восстановление железных дорог поручили не кому-нибудь, а Дзержинскому? Почему восстановлением промышленных объектов руководили представители Чрезвычайной Комиссии? Ответ ясен. Стоит ли и теперь дожидаться чрезвычайных последствий?

Сегодня ситуация такова, что позволяет везти за границу, где цены на лом порядком выше, чем в России, все что угодно без лицензии. Раз речь идет о ломе, отходах, то есть вещах бросовых, то и имущественная принадлежность этого лома никак не определяется: мусор ведь, ничей он.

Закон, больше года разрабатывавшийся группой во главе с членом фракции КПРФ Ходыревым и принятый подавляющим большинством Госдумы и Совета Федерации, ставит прежде всего барьер на границе - вывоз фактически приостанавливается до нормализации ситуации внутри страны. Прописывается разница между ломом, скапливающимся в быту и отходами, образующимися в промышленности. Таким образом можно будет хотя бы спросить бомжа, сдающего в утиль два-три километра медного кабеля, каким образом у него в быту "скопился" этакий "отход"? А ведь отмечен целый ряд случаев, когда из-за хищений провода без света и тепла оставались целые населенные пункты! Теперь в лучшем случае до преодоления Думой президентского вето, а в худшем, если вето не преодолеют - еще год после начала работы над законом поновой, русская провинция будет вымерзать не только по воле Чубайса и Наздратенко, но и благодаря ворам местного значения.

Потом, лом и отходы цветных металлов нужны нашей собственной промышленности, она по ним испытывает сегодня настоящий голод. Ведь металл, полученный из отходов и качественней, и требует меньших энергозатрат, то есть дешевле. И не надо перерабатывать его из руды, небо коптить не надо! Почему мы должны ради химеры рынка отдавать дяде свое, нам нужное, а сами оставаться с издержками и экологическими проблемами?

Стоит ли говорить, что воровство цветных металлов ставит проблемы и перед обороной страны, и перед национальной безопасностью в целом? Уже были сообщения, что пресекались попытки раскурочить "на металл" даже складированные боеголовки! Что же говорить о более простой технике, находящейся в ведении нищих офицеров и полуголодных солдат? Полагаю, если завтра война, если завтра в поход, то лишь из-за хищения металлов в ключевых узлах наша армия может уже не сдвинуться с места. Что уж говорить о линиях электропередач, железных дорогах и объектах связи, которые испокон веку считались оборонными? Недавно в Тверской области разобрали на металлолом целую железнодорожную ветку, созданную специально на случай войны.

Вот только президент всего этого не видит. Не считает нужным видеть. Его советники давно научились писать ему красивые слова о Родине, патриотизме, национальных интересах. Но ведь о патриотизме теперь даже Гусинский с Березовским бесперечь толкуют. Все теперь патриоты.

Хотелось бы еще дел каких-нибудь на благо Родины увидать. А то, неровен час, проснется свергнутый с Лубянки Железный Феликс, подобно статуе Командора, придет к подполковнику госбезопасности и пожмет руку своей тяжелой десницей из цветного металла.

Обсудить