Контрабанду горючего в Киргизию прикрывают очень высокие покровители

Контрабанда горюче-смазочных материалов в Киргизии достигла такого размаха и размеров, что, похоже, даже правительство опустило руки и смирилось с экспансией нелегалов.

По данным нефтетрейдеров, в прошлом году республика собственными силами произвела бензина около 48 тысяч тонн при потребности 340 тысяч, дизельного топлива — 43 тысячи, хотя требовалось в три раза больше. Примерно таково же соотношение по мазуту и печному топливу. Судя по этим цифрам, отечественное производство своими силами не может удовлетворить нужды потребителя ни по одному виду топлива.

Однако дефицита «горючки» ни фермеры, ни автолюбители, ни летчики, тем не менее, не испытывают. Можно предположить, что вакуум этот заполняют импортеры. Но по данным Государственной таможенной инспекции, в прошлом году, например, в республику было завезено всего 80 тысяч тонн бензина и 42 тысяч тонн дизтоплива. Откуда же взяли потребители еще сотни тысяч тонн так необходимого им горючего?

Ответ прост и печален: это та самая контрабанда, в наличии которой признаются чиновники и с которой уже много лет не в силах справиться правоохранительные органы. Из Узбекистана, Казахстана и России, где этот товар намного дешевле, в Киргизию везут его канистрами, бочками, цистернами. И особенно процветает этот криминальный бизнес на юге страны.

В Баткенскую и Ошскую области, например, ежедневно поступает из Узбекистана около 85 тысяч литров бензина, дизтоплива и моторных масел. По оценкам специалистов государственного предприятия «Мунай» и ассоциации нефтетрейдеров, отслеживающих ситуацию на рынке ГСМ, в течение последних семи месяцев минувшего года в эти регионы официально не было завезено ни одного килограмма горючего. В бюджет не поступило ни одного сома таможенных платежей. Тем не менее, весь транспорт работал, рынок горючего процветал. Это постаралось население приграничных районов, для которых контрабандный промысел стал главным средством к существованию. Оно и вытеснило отсюда все легально работавшие фирмы.

Перед этим валом контрабанды не могут устоять ни пограничники, ни местные производители. «Нелегалы» продают свой бензин намного дешевле. И причина этого вполне понятна — они не платят государству никаких налогов. Законопослушные же поставщики за каждую тонну бензина А-76, например, должны выложить 75 долларов, дизтоплива — 20 долларов. Да плюс еще налоги в дорожный и социальный фонды, всякие местные сборы. После всех этих выплат товар их становится просто неконкурентоспособным.

Нефтетрейдеры уже не первый год предлагают правительству, которое явно не может силовыми методами справиться с нелегальным завозом горючего, использовать для этого экономические рычаги. А конкретно — снизить налоги и акцизные ставки, уравнять возможности добросовестных налогоплательщиков и теневиков. Тогда контрабанда станет невыгодной. Солидный выигрыш в этом варианте может получить и казна. По расчетам специалистов, если акцизы уменьшить вдвое, в бюджет дополнительно поступит, как минимум, около 20 миллионов долларов. В три раза больше, чем выжимают сегодня из поставщиков горючего.

Правительство с этими предложениями и расчетами знакомилось уже не один раз. Работники министерства финансов признают, что нынешняя налоговая система не очень выгодна государству. Однако шансов изменить ее в ближайшее время, говорят они, практически нет. Слишком сильное давление оказывают на правительственные органы контрабандисты. Причем сторонники и даже защитники у них есть на самом высоком уровне. Более того, в частных беседах чиновники признают, что главными лоббистами нынешней ситуации являются некоторые депутаты и даже министры, лично заинтересованные в сохранении контрабанды.

Юрий Разгуляев

ПРАВДА.Ру

Бишкек

Киргизия

Ссылки по теме:

Независимая газета:

РАО "ЕЭС" обожглось на газе

Сибирь может остаться без топлива

Комсомольская правда:

Живем как на вулкане. Он нас и согреет?

УТРО.Ру:

Российское судно арестовано у берегов ОАЭ

Обсудить