Юрий разгуляев: в Киргизии начата нейтрализация «атомных хвостов» холодной войны

В Киргизии наконец-то начались работы по ремонту и восстановлению хвостохранилищ, в которых уже много лет лежат тысячи тонн радиоактивных отходов. Размещены они в самых разных районах республики, где когда-то работали урановые рудники, выдававшие на-гора сырье для первых атомных бомб Советского Союза.

Жизнь их завершилась в пятидесятые года, когда геологи нашли более мощные и более перспективные месторождения «атомного металла». Рудники закрыли, в рассекреченных городках построили другие производства. Майли-Суу, например, где в послевоенные годы действовало несколько урановых шахт, известен сегодня самым крупным в Средней Азии электроламповым заводом. А вот хвостохранилища, горные отвалы так и остались на карте Киргизии опасными радиоактивными метками. Они и сегодня светятся опасным для жизни человека излучением.

В окрестностях того же Майли-Суу, например, до сих пор сохранилось девять хвостохранилищ. Расположены они в горных ущельях, перегороженных насыпными плотинами. Вода, заливавшая когда-то их поверхность, давно высохла, и «светящаяся пыль» легко переносится ветром на многие километры. Несколько таких же страшных полувысохших озер расположено в окрестностях поселков Мин-Куш, Шикафтар, Каджи-Сай. А всего по данным Министерства по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне (МЧС) в республике находится 44 хвостохранилища и 28 горных отвалов. Причем более половины из них содержит наиболее опасные радиоактивные отходы.

В поселке Шикафтар, например, который находится в густонаселенной Джалал-Абадской области, почти ничем не защищенные горные отвалы до сих излучают радиоактивность, в десятки, а то и сотни раз превышающую предельно допустимые нормы. Но самое опасное состоит в том, что большинство этих потенциально опасных объектов до недавних пор оставались практически безнадзорными. Лишь треть их находится на балансе госконцерна «Кыргызалтын». Остальные же, в том числе и практически все урановые, достались в наследство городам и поселкам, у которых нет средств для содержания опасных объектов в безопасном состоянии.

Долгое время любая информация об этих «радиоактивных бомбах» считалась совершено секретной. От населения скрывались очень опасные ситуации и даже катастрофы, которые случались на этих объектах. В 1958 году, например, прорыв дамбы на одном из урановых отстойников в Майли-Суу привел даже к человеческим жертвам. Разрушение жилых домов и заражение огромных площадей стало следствием аварий на объектах в Ак-Тюзе (1964 год) и в Суусамыре (1994 год). А со временем потенциальная опасность «урановых следов» нарастала все больше. Можно только гадать, к каким последствиям может привести, например, прорыв радиоактивных отходов в речку Майли-Суу, которая является притоком знаменитой Сыр-Дарьи. Ведь ее воду пьет многомиллионная Ферганская долина.

И вот, наконец, начались работы по предотвращению этих потенциально опасных ситуаций. Ведет их специально созданный Центр мониторинга и реабилитации хвостохранилищ с радиоактивными и опасными отходами, входящий в состав в Министерства по чрезвычайным ситуациям Киргизии. Уже завершено восстановление самых опасных объектов Майл-Суу и Минкуша. Сейчас ведутся работ в Каджи-Сае.

— Мы убедились, что хранилища опасных отходов строились в свое время основательно, — говорит заместитель директора Центра Жекшен Алымкулов. — Они очень удачно вписаны в окружающий рельеф, все работы выполнены качественно, основательно.

Другое дело, что долгие годы, особенно после развала СССР, объекты эти находились без присмотра. А тут еще охота за цветными металлами докатилась и до этих сооружений. Местные жители ведь знали, что в отвалы вместе с отходами переработки руды попадало и «зараженное» оборудование, машины, приборы. Вот и кинулись раскапывать их безработные жители.

Сейчас на реабилитированные отстойники «сталкеров» не пускают. Там выставлена вооруженная охрана, введены должности смотрителей. На опасных объектах наведен хоть какой-то порядок. Правда, пока еще не на всех. У МЧС не хватает на это ни сил, ни средств. Правительство республики не один раз ставило вопрос, чтобы в работе этой принимали участие и ведомства, строившие в свое время урановые рудники. То есть российский Минатом. Но пока дальше разговоров дело не идет.

Не помогают Киргизии и соседи — Узбекистан, Таджикистан, которые находятся в зоне потенциального заражения. Так что считать киргизские «радиоактивные мины» полностью разряженными пока еще рано.

Бишкек

Киргизия

ПРАВДА.Ру

Обсудить