Илья Южанов: "У нас есть возможность отлавливать ценовые сговоры"

- Какая существует статистика по выявлению случаев ценового сговора среди продавцов бензина? Какие компании этим наиболее грешат?
 
— Уже не первый раз задаются подобные вопросы. На самом деле в мировой конкурентной практике наиболее сложным вопросом является выявление ценовых сговоров и ценовых картелей. Для этого требуется проведение достаточно большой работы, причем это работа зачастую не столько аналитическая, сколько оперативная. К сожалению, наше министерство не обладает такими оперативно-розыскными функциями. Например, наши европейские коллеги имеют право фактически осуществлять обыски в офисах компаний, а сейчас в Евросоюзе решается вопрос о предоставлении им права проводить обыски в частных жилищах руководителей различных коммерческих структур, если существуют основания полагать, что там хранится информация, например на домашних компьютерах. У нас этого нет, однако есть возможность отлавливать подобные сговоры чисто аналитически.
В нашей практике был пока только один успех в раскрытии крупномасштабного ценового сговора. Если вы помните, это было в 1999 году, в период весенне-летнего бензинового кризиса, когда резко подскочили цены на бензин и горюче-смазочные материалы. В Петербурге было возбуждено дело, которое было доведено до конца. Более того, было защищено в судебных инстанциях, и незаконно полученная прибыль была взыскана с компаний-трейдеров — продавцов бензина, которые, как это было доказано, на основании сговора повысили цены. Пока это единственный случай. Может быть, это обосновано и тем, что с тех пор не было таких кардинально резких скачков цен. Более того, цены на бензин с 1999 г. до весны 2002 г. держались почти на одном уровне, темпы роста цен были даже намного ниже, чем темпы инфляции. Тем не менее один факт раскрытия ценового сговора у нас есть. Сейчас у нас уже месяц существует новый Закон о конкуренции, он вступил в силу 12 октября 2002 г. Он несколько расширяет наши возможности с точки зрения выявления ценовых картелей и монополистического ценообразования, когда речь идет о монопольно высокой цене. В старой редакции определение монопольно высоких и низких цен было нерабочим. У нас ни одного дела по этой проблеме за всю историю существования конкурентных органов практически не было.
Картель, раздел рынка по географическому принципу и ценам, считается самым тяжелым нарушением конкурентного законодательства из всех прочих. Скажем, в Соединенных Штатах и Канаде за участие в картелях полагается тюрьма. За прошлый год по этим преступлениям в США были приговорены к тюремному заключению 19 человек. Я хочу высказать еще одну мысль, может быть, для нас немного провокационную. Сейчас создана международная конкурентная сеть — неформальное объединение всех антимонопольных органов тех стран мира, где подобные ведомства существуют. Там номером один является вопрос о ценовых сговорах и картелях. Одним из методов для борьбы с ними, который сейчас широко пропагандируется, является Leniency. Я не знаю, как перевести это название на русский язык, чтобы передавался смысл метода по существу. Речь идет вот о чем. Как правило, в сговорах участвуют несколько юридических лиц, очень редко двое, обычно — четыре-пять. Если один из участников заявит об этом сговоре, то он полностью освобождается от ответственности. Если компания сотрудничает со следствием, то она подпадает под защиту, подключается также программа защиты свидетелей. Таким образом несколько серьезных картелей было раскрыто в Европе и США, и они широко пропагандируют эту систему и очень удивляются, почему она не идет в России. Я им попытался мягко объяснить, что у нас где-то с 30-х годов прошлого века несколько иное отношение к подобного рода вещам, поэтому этот процесс будет идти достаточно сложно. Для этого нужно иметь очень сильные некоррумпированные правоохранительные органы, чтобы была возможность реальной защиты тех людей, которые решили сотрудничать с конкурентными властями.

- В последние годы многие строительные компании стали использовать практику заключения договоров о долевом участии в строительстве, о совместном инвестировании и т. д. При этом регулярно нарушаются сроки и качество строительства. Что может сделать потребитель, заключивший такой договор, срок по которому прошел год назад, а когда будет окончено строительство, до сих пор неизвестно?
- Действительно, эта проблема давно уже стоит. У нас в принципе по законодательству есть договор купли-продажи, договор подряда и так называемые договоры о совместной деятельности или инвестировании. Если договоры о купле-продаже и подряде подпадают под Закон о защите прав потребителей, то вот эти договоры по инвестированию, по долевому участию — нет. Здесь применяются нормы гражданского законодательства, то есть в любом случае у потребителей остается возможность защищать свои права через гражданское законодательство. И в данном случае мы, видя такие вещи, проанализировали очень много таких договоров и пришли к выводу, что многие такие договоры, называемые хоть инвестирование, хоть долевое участие, не что иное, как договоры купли-продажи или подряда, и мы считаем, что на них распространяется действие Закона о защите прав потребителей.
Обобщенную большую справку мы направили в Верховный суд РФ, и Верховный суд, понимая нашу озабоченность и видя, что таких дел действительно много, решил сделать обзор судебной практики по применению таких видов договоров, то есть как бы рекомендовать судам конкретные виды договоров и сказать: это купля-продажа, это — подряд, а вот это не подпадает под Закон о защите прав потребителей. И такая работа сейчас ведется Верховным судом и будет в обзоры включена, а если это включено в обзор, то это как бы обязательно для применения всеми судами России.

- Будет ли в ближайшее время разработана новая редакция Закона о защите прав потребителей? И второй вопрос — будет ли запрещен криминальный сетевой маркетинг?
— В Законе о конкуренции было изменено 27 из 29 статей. По-видимому, сейчас уже возможность улучшения Закона о конкуренции путем внесения изменений исчерпана. Поэтому мы сейчас думаем о новом законе. Мы сформируем совместную с Государственной думой рабочую группу и будем его разрабатывать. Это займет, может быть, год, может, чуть больше. По Закону о защите прав потребителей мы пока о новом законе не думаем, еще далеко не исчерпана возможность внесения изменений в действующую редакцию.
Вопрос криминальности — он сложный. Любой бизнес можно сделать криминальным, если не платить налоги. Например, вот если журналисты не станут платить налоги, то и это будет криминальный бизнес.
 
Андрей ДАВЛИЦАРОВ.
Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Обсудить