Голодовка остается единственным аргументом рабочих

В стране продолжают голодать за зарплату. В Иркутской области пятый день продолжают голодовку 96 работников Бирюсинского гидролизного завода. Зарплата им в полной мере не платилась с апреля. На два дня приостановили свою работу учителя двух кызылских школ. Причина - задержка заработной платы за октябрь. К ним собираются примкнуть еще три местные школы.

К счастью, такая картина не является лицом сегодняшнего дня. Задолженности по зарплате неуклонно сокращаются, о чем говорят цифры Росстата, с которыми согласны в Генпрокуратуре и в Федерации независимых профсоюзов России. На 1 ноября 2005г. задолженность по заработной плате в России составила чуть более 9,6 млрд. рублей, что почти в два раза меньше показателей прошлого года. При этом бюджетная задолженность по заработной плате составила на 1 октября этого года всего лишь 716 млн. рублей. Наиболее неблагополучное положение сложилось в республиках Башкортостан, Удмуртия, Нижегородской области, Москве и Санкт-Петербурге.

Но проблемы все же остаются. И методы их решения остались прежними – голодовка. "К сожалению, это один из немногих способов, который действительно эффективен, - сказал "ПРАВДЕ.Ру" руководитель центра общественных связей ФНПР Андрей Баранов. - У нас, как уже говорилось, выход на забастовку – очень сложная и долгая процедура, и не всегда удается ее преодолеть. И поэтому люди вынуждены идти на экстремальные меры. Мое личное мнение: законодательство в отношении забастовок и других акций протеста  нужно сильно либерализовать".

Законными методами воздействовать на нерадивых работодателей пока сложно, но возможно. В защиту нарушенных прав граждан на своевременное вознаграждение за труд прокурорами в текущем году направлено в суд свыше 260 тыс. заявлений о взыскании задолженности по заработной плате, возбуждено 988 уголовных дел. Почти по 500 из них уже внесены обвинительные приговоры. Такие цифры на днях озвучил "Интерфаксу" заместитель генерального прокурора РФ Сергей Фридинский.

По его словам, в ходе проверки Генпрокуратуры выяснилось, что государственные инспекции охраны труда в регионах зачастую не принимают мер к руководителям предприятий, виновных в невыплате заработной платы. "Вопросы о привлечении их к дисциплинарной и административной ответственности ставятся не всегда, надлежащего контроля за исполнением выданных предписаний не осуществляется", - отметил замгенпрокурора.

Обычно такие факты вскрываются в ходе проверок, после чего возбуждаются уголовные дела, подтвердили "ПРАВДЕ.Ру" в Генпрокуратуре. На предпринимателя или руководство предприятия может подать в суд и профсоюз, если он уполномочен коллективом, пояснили нам в ФНПР. Однако профсоюзы не всегда играют решающую роль, например, в агропромышленном комплексе, где "туго с профсоюзами", говорят в Генпрокуратуре.

Не всегда понятно, на кого подавать в суд, особенно если дело касается бюджетного предприятия, говорит Баранов. "В этих случаях зачастую приходится действовать с использованием административного ресурса через областное объединение профсоюзов, через государственные органы", - сказал он, добавив, что в частном секторе ответчик обычно известен – это предприниматель.

Но даже когда виновник известен, взыскать с него заработную плату бывает непросто, если не сказать – невозможно. "Если предприятие банкротится, как показывает практика, редко удается взыскать долги по зарплате", - говорит Баранов. Он винит в этом несовершенство законодательства. "Первоочередными считаются долги предприятия бюджету и по налогам. Что касается заработной платы, она стоит в третьем-четвертом ряду", - сказал он "ПРАВДЕ.Ру".

Причем не бывает такого, что денег совсем нет, утверждает наш источник в Генпрокуратуре. "Часто на зарплату деньги есть "себе любимым, - сказали нам в ведомстве. - Как правило, директора таких предприятий получают огромные премии".

Как показывает печальный опыт шахты Енисейской, на которой в прошлом году была самая громкая за последние годы голодовка шахтеров из-за огромных задолженностей по зарплате, даже при пристальном внимании к проблеме со стороны всех органов власти, деньги рабочим вернуть не удалось. В ФНПР заявляют, что поправки, призванные существенно улучшить законодательство по отношению к работникам, уже находятся в Госдуме. Да и правоохранительные органы не дремлют. Только за этот год гражданам, обделенным работодателями Генпрокуратура вернула 10 млрд рублей.

Обсудить