Мир дворцам, война гаражам-ракушкам

Самодельные гаражи и "ракушки" потихоньку будут исчезать с улиц столицы и остальных российских городов. Принципиальное решение по этому поводу окончательно принято и обжалованию не подлежит. Взамен чиновники предлагают автовладельцам переезжать в гаражи. Естественно, не бесплатно.

Проблема "ракушек" в столичных дворах будет решаться постепенно, стихийного сноса подобных гаражей не будет. Об этом заявил в среду на пресс-конференции в РИА "Новости" заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Константин Королевский. "В этом деле не должно быть крайностей. Никто моментально ничего сносить не будет", — заявил Королевский.

Вместе с тем, по его словам, только в следующем году ликвидирована будет каждая четвертая "ракушка". Даже гадать не нужно — это будет чрезвычайно болезненный процесс для граждан.

Появившись в середине восьмидесятых годов, оцинкованные тенты-укрытия для машин, названные за характерную форму "ракушками", быстро завоевали популярность среди автовладельцев. "Ракушки", обеспечивали видимость защиты от угона и надежно укрывали "железного коня" от капризов природы.

Однако мини-гаражи стали заполнять внутренние дворы, нередко перемещаясь на детские площадки и парки. По разным оценкам, в Москве сейчас насчитывается от 300 до 700 тысяч "ракушек". Все вместе они занимают огромные площади, которые в столице, как известно, стоят недешево. Причем далеко не все гаражи официально регистрируются в управах. По смелым оценкам экспертов, число "легальных" "ракушек" в Москве не превышает нескольких десятков тысяч.

Кроме того, зачастую расстановка гаражей не согласуется с градостроительными планами. В результате возникают серьезные затруднения не только со строительством новых жилых домов, но и с размещением объектов социальной инфраструктуры — больниц, школ и детских садов.

Естественно, что перед лицом все увеличивающегося столичного автопарка, московские власти вынуждены были принять меры. Первой из них должна была стать арендная плата за занимаемую землю. Пока озвученный московскими властями механизм не кажется прозрачным. Было заявлено, что квадратный метр участка будет стоить от 5 до 800 рублей в год, в зависимости от положенных автовладельцу льгот и ценности участка для города, которая в каждом случае определяется индивидуально. В любом случае, деньги получаются сравнительно небольшие — арендовать полноценный гараж стоит значительно дороже.

Но мест под ракушки заведомо всем не хватит. Более того, их количество, как заверяют чиновники, будет только сокращаться.

И тогда у владельцев "безквартирных" машин остается немного вариантов, причем почти все из них требуют значительных капиталовложений.

Наиболее затратный путь — машиноместо в гаражном комплексе при новостройке. Стоимость — от 20 до 40 тысяч долларов. Сумма, конечно, шокирующая. Но тем не менее определенный спрос на такие места есть. Вероятно, для тех, у кого нашлись деньги на, скажем, московскую квартиру, такая цена не является сдерживающим фактором.

Второй вариант более приемлем для так называемого среднего класса. Речь идет о широко анонсированной программе "Народный гараж". В рамках этой программы подразумевается, что жители смогут сами скинуться и построить многоэтажный гаражный комплекс у себя во дворе. Посредником между автовладельцами и строителями выступает местная префектура, которая, по замыслу, не только не будет брать процент с жителей, но и за свой счет разработает всю разрешительную документацию.

Подобных прецедентов в Москве еще не было. По предварительным расчетам, получается, что стоимость машиноместа не будет превышать 100 тысяч рублей, что соизмеримо с затратами на "ракушку" (сейчас "ракушки" стоят от 30 до 50 тысяч рублей).

Однако в этой, в общем-то неплохой идеи, есть весьма сомнительные моменты. Так, кажется сомнительной способность россиян к подобной самоорганизации. В среде автовладельцев-соседей понадобится энергичный орговик, который будет способен договориться с необходимым количеством "коллег по рулю", зарегистрировать юридическое лицо и вести переговоры с местной администрацией. Пока это выглядит как утопия.

Впрочем, Константин Королевский утверждал на вчерашней пресс-конференции, что в адрес его департамента уже поступило 57 заявок от инициативных групп москвичей на строительство "народных гаражей". По 7 адресам разработана градостроительная документация, уже к концу 2005 года начнется их строительство.

С этой программой столичные власти связывают большие надежды. Сейчас уровень обеспеченности гаражами в Москве составляет 38-39%, а к 2020 году Королевский надеется обеспечить Москву гаражами на 70%.

Очевидно, что даже в том случае, если программа заработает, значительная часть российских автовладельцев не сможет найти "лишние" 100 тысяч рублей на машиноместо. Не очень обеспеченным москвичам столичные власти обещают в аренду муниципальные машиноместа по стоимости от 760 рублей за квадратный метр в год. Но не факт, что гаражи с муниципальными местами будут находится вблизи от дома. Скорее всего, здесь повторится высмеиваемая еще с советских времен схема, когда автовладельцам порой приходилось ездить из дома в свой гараж на общественном транспорте.

Иного пока не дано. Строительство не обещает дешеветь. Того гляди, стоимость гаражей в комплексах еще больше подорожает. А держать машины в старых добрых ракушках становится все накладнее. Как известно, местные чиновники могут по первому требованию убрать мешающую строительству парковку или мини-гараж. Больно дорога нынче земля...

Отдел экономики

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Обсудить