Бюджет-2005: грустный взгляд в будущее

Сегодня Президент России Владимир Путин подписал самый важный экономический документ в стране — закон о национальном бюджете на 2005 год . Согласно закону, в следующем году страна планирует потратить более 3 триллионов рублей, или немногим более 101 миллиарда долларов. Много это, или мало? Для сравнения, только оборонный бюджет США (страна на границе Канады и Мексики) составляет 447 миллиардов долларов, или почти в 4,5 раза больше чем весь российский бюджет.

В России же на оборону в 2005 году планируют потратить аж 471 миллиард. Почти как у американцев, только в рублях. Оборонный бюджет заметно подрос по сравнению с прошлыми годами — почти на 30%. Еще 62 миллиарда рублей дополнительных средств достанется Федеральной службе безопасности, Службе внешней разведки и Федеральной службе охраны России. Прибавка спецслужбам должна будет пойти на борьбу с терроризмом. Министр обороны Сергей Иванов не без удовлетворения заявлял, что общие расходы с учетом реальных программ достигнут 573 млрд руб.

По информации журнала "Деловые люди", на 17,2% увеличатся расходы на культуру, кинематографию и СМИ (они составят 38,5 млрд. руб.), на социальную политику — 172,1 млрд. руб. (рост 6,4%), на здравоохранение и спорт — 49,716 млрд. руб. (рост 2,3%), а на поддержку регионов ассигнования увеличатся на 6,4%. Однако увеличение расходов по этим статьям в бюджете 2005 года значительно меньше в процентном соотношении с теми же показателями бюджета 2004 года.

Расходы на социальную поддержку населения по сравнению с 2004 годом уменьшатся, составив 11,5% (в 2004 году эти расходы составляли 13,3 проц. расходов бюджета). Предполагается, что значительную часть социальной защиты населения возьмут на себя региональные бюджеты. Уже сейчас ясно, что не все регионы с этим справятся в полном объеме — губернские бюджеты и так трещат по швам.

Вовсе уменьшатся расходы на следующие цели: на охрану окружающей среды — на 8,4%, до 4,6 млрд. руб.; на образование — на 14,5%, до 154,5 млрд. руб.; а на сельское хозяйство — сразу на 10%.

Между тем, расходы на всю российскую науку — фундаментальную, вузовскую и отраслевую — составят в 2005 году всего 56 млрд руб., или около 2% расходной части бюджета. Это немногим больше показателя этого года. При этом основная часть средств выделенных на науку будет распределяться на конкурсной основе. Учитывая заявленный в тексте бюджета крен на прикладные исследования (на выходе которых есть конечный продукт в самое ближайшее время), можно предположить, что от такого распределения в первую очередь пострадают долгосрочные исследования, к которым относится большинство пресловутых "прорывных" технологий.

С "прорывами" вообще получается забавная вещь. По логике, громогласно озвученной почти всем руководством страны, удвоение ВВП возможно только путем качественного, и, в первую очередь, технологического (инфраструктурного) рывка. На это предполагалось тратить внебюджетные средства, аккумулированные в стабилизационном фонде . Напомним, что в стабфонд стекаются деньги, полученные в результате высоких цен на нефть, превышающих расчетные показатели, заложенные в бюджет. Ведущими экономистами страны неоднократно подтверждалась правильность этого курса. Они предостерегали руководство страны от разбазаривания денег на социальные нужды. На реализации инфраструктурных проектов настаивали и бизнес, и многие министерства.

В итоге все, кто говорил о "проектно-ориентированном" расходовании средств получили увесистую фигу от главы Минэкономразвития Германа Грефа. Излишки стабфонда уйдут на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда , который образовался "благодаря" монитезации натуральных льгот. Иными словами, волей случая доставшиеся деньги будут банально "проеты".

При этом Стабфонд и дальше будет прирастать ускоряющимися темпами, если текущее динамика мировых цен на нефть сохранится. В бюджете на 2005 год черным по белому заложена расчетная цена нефти в $28 за баррель марки Urals, тогда как уже сейчас она составляет порядка $40. Этот шаг "перестраховки" уже стал стандартным для ведомства Германа Грефа. Напомним, что в бюджете на 2004 год был заложен показатель в $22 за баррель, тогда как в реальности за первые 6 месяцев 2004 года он составил в среднем $31.

И нет никаких предпосылок к тому, что "лишние" деньги, поступившие в Стабфонд, будут направлены на что-то долгосрочное и "прорывное".

Негативным фактором ряд экспертов называет также то, что расходы государства планируются из заниженной стоимости топлива. Вместе с тем, недавняя лихорадка с ценами на бензин и прочие нефтепродукты наглядно показала, что собственная экономика не может оставаться неподверженной мировой экономической ситуации. И дальнейший рост мировых цен на нефть может поставить под сомнение исполнение доходной части бюджета.

Специалисты еще на стадии работы над проектом бюджета называли его лоббистским, "бюджетом стагнации". Больше всего преференций получили силовики, имеющие объективно сильный потенциал влияния на все ветви власти. Впрочем, даже нынешний объем оборонного бюджета позволит только затыкать дыры — на массовую закупку современных вооружений и разработку принципиально новой военной техники его заведомо не хватит. Бюджетные вложения в образование снизятся, а деньги, отпущенные на науку будут подразумевать возможность немедленной отдачи. Деньги стабфонда уйдут на ликвидацию последствий непродуманной льготной политики. Это похоже на стратегию, избранную Гитлером в начале Второй Мировой войны, когда он запретил инвестировать средства в исследования, которые не могли принести реальную отдачу в ближайший год. Ошибочность такого подхода доказала война.

В целом, новый бюджет не дает ответа на вопрос, чем будет обеспечен двукратный рост ВВП за 10 лет, чего требует от правительства Президент. Остается также загадкой, как руководство страны планирует преодолеть гигантское технологическое отставание России.