Нищая армия швыряется деньгами

Путин В среду в Москве состоялся сбор высшего командного состава Вооруженных Сил России, на котором традиционно присутствовал Верховный Главнокомандующий Владимир Путин.

Перед генералитетом и собственным начальством министр обороны РФ Сергей Иванов развел руками — российская армия практически небоеспособна.

Одной из причин министр назвал неудовлетворительное финансирование закупок и модернизации современной боевой техники. Это далеко не новость — как и осенью 41-го года, закупки техники носят единичный характер. Впрочем, ряд экспертов отмечает, что здесь проблема не столько финансов, сколько приоритетов.

Если повнимательнее присмотреться к структуре закупок вооружений на 2005 год , можно отметить несбалансированность гособоронзаказа. Наряду с новой и нужной в войсках техникой, к которой безусловно относятся танки Т-90 и оперативно-тактические комплексы "Искандер", предполагается закупить под сотню БТР-80, которые с учетом последних разработок можно считать устаревшими. Где перспективные машины БТР-90, опытная партия которых успешно прошла испытания еще год назад?

Владимир Путин Но больше всего удивило экспертов присутствие в списке закупок стратегического бомбардировщика Ту-160. Бесспорно, этот воздушный корабль является гордостью России, превосходя по ряду характеристик западные аналоги. Но насколько целесообразно тратить деньги на символ? Ведь совершенно понятно, что горстка пусть и лучших в мире бомбардировщиков не делает погоды в ядерном сдерживании, особенно если учесть большие успехи нашего самого вероятного противника в противовоздушной обороне.

И абсолютно непонятно, чем может помочь "стратег" Ту-160 в борьбе с международным терроризмом, в том ракурсе, в котором она ведется в нашей стране.

Что это, как не выбрасывание денег на ветер? Причем денег больших. Ту-160 еще в Советском Союзе называли "миллиардниками", так как каждый самолет стоил именно столько советских рублей. Сейчас он стоит столько же, но только в долларах.

Неужели не нашлось более перспективного и нужного применения этим деньгам? Специалисты ВПК считают иначе. Например, в России, в отличие от развитых стран мира, до сих пор нет единой программы исследований и разработки беспилотных летательных аппаратов, крайне необходимых нашей армии и спецслужбам уже сегодня. Например, в военном бюджете США "беспилотникам" придается особая важность, как оружию будущего. На разработки в этой области отводится чуть более 700 миллионов долларов — это соизмеримо с тем, что собираются выбросить наши военные на закупку ОДНОГО Ту-160.

Но в армии, несмотря на нищету военного бюджета, вообще привыкли вольно обращаться с деньгами. Как на условиях анонимности рассказал "ПРАВДЕ.Ру" один из участников согласования Федеральной целевой программы по переводу ряда частей и соединений одного из военных округов на контрактную основу, погрешность в расчетах достигала плюс-минус $10 миллионов долларов. И это только по одному округу! Для сравнения наш визави привел инвестиционную программу одного из сырьевых холдингов, где, несмотря на сопоставимые объемы вложений, погрешность расчетов была на уровне сотен тысяч долларов, то есть на два порядка ниже. Не мудрено, что с такой "способностью" к экономии, министр обороны просит Президента производить корректировку военного бюджета не один раз в год, как это делается в настоящее время, а как минимум два.

Сергей Иванов Показательно, что после того, как Путин пообещал выделить дополнительные средства на разработку новых вооружений и военной техники в размере 2 миллиардов долларов, Сергей Иванов выразил сомнение в обоснованности этого шага. По его мнению, оборонным предприятиям и НИИ пора самим инвестировать в новые разработки, как это принято во всем мире.

Вероятно, на эти мысли Иванова навели результаты расследования, проведенного правоохранительными органами. Согласно их отчету, в российском ВПК уже много лет действуют хорошо отлаженные схемы увода средств, выделяемых государством на оборонные программы. Как пишет "Деловая неделя", ссылаясь на данные правоохранителей, многие руководители НИИ одновременно являются главами частных структур, по документам якобы и осуществляющих значительную часть работ по разработке вооружений. В результате именно эти фирмы получают деньги за работы, на самом деле осуществленные силами НИИ.

Только по вскрывшимся эпизодам проходят десятки миллионов долларов. В некоторых случаях "освоенными" оказалось до 70% государственных денег. Вообще практика перевода части работ по госзаказам на частные компании, организованные на базе структурных подразделений НИИ, широко распространена. На нее до недавнего времени закрывали глаза, так как считалось, что это дает возможность выплачивать сотрудникам НИИ достойные зарплаты. Однако на деле это вылилось в крупномасштабное хищение средств.

Последние заявления Иванова об ограничении госфинансирования НИОКР дают надежду на то, что в военном ведомстве все-таки научатся считать деньги. Однако большинство наблюдателей уверено, что проблема воровства и некомпетентности насквозь пронизала армию и без радикальных шагов (более радикальных, чем военная реформа) здесь не обойтись.

Смотрите также по теме:
"Силовикам деньги не нужны, все равно разворуют", Правда.ру, 20.10.04

Обсудить