ЕС запустил экономический "Апокалипсис"?

Санкции Евросоюза против США намного серьезнее, чем могло бы показаться
Судя по всему, экономическая модель, которая с подачи развитых стран доминировала последние 40-50 лет в мире, переживает самый тяжелый за время своего существования кризис. Мировой экономический кризис 1997-98 годов действительно был первой ласточкой, первым колокольчиком исчерпанности ресурса международного разделения труда. Тот факт, что на последнем своем совещании министры финансов Большой семерки не смогли выработать согласованную позицию, свидетельствует о том, что в этой "войне всех" против всех каждый будет спасаться в одиночку.

Давно назревавшая между Евросоюзом и США торговая война сегодня началась. Европейский союз с сегодняшнего дня ввел торговые санкции против Соединенных Штатов Америки. Акцию, одобренную, между прочим, Всемирной торговой организацией (ВТО), сразу же окрестили беспрецедентной. Разбирательство шло не один год, и Еврокомиссии так и не удалось добиться от США существенных уступок. Санкции стали ответом ЕС на отказ США отменить действие антидемпингового акта 1916 года, который ставил американских экспортеров в более выгодные условия по сравнению с европейскими компаниями, поставляющими свою продукцию на американский рынок.

Суть дела сводится к тому, что американские экспортные законы предусматривают весьма значительные льготы для крупных экспортеров с американской "пропиской". Белая схема американского экспорта такова, что американские компании, типа Microsoft, Walt Disney или Boeing за счет существующих поблажек получают совершенно незаконные на европейский взгляд сверхприбыли. Контролирующие органы США не обращают внимания на то, что американские компании проводят свои деловые операции через собственные подразделения в оффшорных зонах и платят экспортные пошлины по заниженной шкале. Таким образом, по мнению аналитиков Еврокомиссии, американские компании получают недобросовестное преимущество перед своими европейскими конкурентами.

Антидемпинговый акт 1916 года был призван защищать американских производителей от конкурентной борьбы после Первой мировой войны. Долгое время документ считался устаревшим, пока американская компания Wheeling-Pittsburgh Steel Corp. не возбудила тяжбу в отношении российских и японских производителей горячекатаной стали в соответствии с нормами акта. Кроме того, в декабре 2003 года федеральный суд вынес решение в пользу американской компании Goss International, обвинявшей японские компании в демпинге на рынке печатных станков США. Сумма иска тогда составила 31,5 млн. долларов, сообщает РБК. С тех пор США вернули обветшалое, но от этого не менее эффективное антидемпинговое оружие в свой экономический арсенал.

Антидемпинговый акт позволяет американским компаниям довольно дозировано допускать европейских конкурентов на свой внутренний рынок. Их присутствие очень жестко регулируется путем установления дополнительных пошлин, соответственно, американские суды согласно американским законам, практически всегда берут сторону "своих" в случае возникновения хозяйственных конфликтов. Один из последних примеров введение США повышенных пошлин на импортную в том числе и производства ЕС сталь, отменить которые удалось лишь после решения ВТО. Европейская комиссия неоднократно пыталась убедить США привести свое законодательство в соответствие с экономическими законами ЕС и положениями ВТО. Однако лоббистские усилия со стороны американских компаний не позволили этого сделать. В результате, заручившись поддержкой ВТО, Евросоюз ввел санкции против американских компаний.

В Евросоюзе скрупулезно составили список из 95 категорий американских товаров, которые нужно будет обложить дополнительными пошлинами в размере до 100%. Как сообщает BBC, в этот список вошли практически все товары, поставляемые США на мировые рынки, — от апельсинов до ядерных реакторов. Со списком наперевес представители ЕС пошли в ВТО и в некотором роде поставили международной организации ультиматум. ВТО полностью признало правоту европейцев. После чего Еврокомиссия предъявила торговый ультиматум США.

Рассмотрев жалобу Еврокомиссии, ВТО в 2000 году сочла снижение ставок налогообложения крупных американских экспортеров незаконным. 24 февраля 2004 года арбитры ВТО окончательно признали законность введения ЕС санкций против США на сумму, равную сумме штрафов европейских компаний, налагаемых в соответствии с антидемпинговым актом. Эта сумма может ежегодно насчитывать порядка 4 млрд. долларов. В то же время, арбитры пока отказались вводить "зеркальный закон", который позволил бы штрафовать американские компании.

Санкции предусматривают увеличение с 1 марта на 5 процентов таможенных пошлин на широкий список американских товаров и их поступательное повышение еще на 1 процент каждый месяц вплоть до отмены США экспортных субсидий. Примечательно, что ЕС прекратит повышать пошлины только тогда, когда убыток от их введения для США достигнет 666 млн. долларов в год. Руководство ЕС рассчитывает, что эти меры подвигнут конгресс США заменить налоговые льготы для Boeing, Microsoft и других крупных компаний мерами, которые отвечают правилам ВТО.

Аналитики признают, что санкции могут оказаться самым масштабным прессингом на американскую экономику за всю историю существования ВТО. В нынешней ситуации мирового экономического спада никаким другим словом, кроме как "война", это назвать невозможно.

Однако в США к введению санкций отнеслись без излишней нервозности. И немудрено. Как ни крути, но на сегодняшний день американская экономика подает куда больше признаков жизни и роста, чем экономики стран Еврозоны. К тому же у американцев всегда найдется, чем ответить возомнившим о себе европейским бюрократам и промышленникам. Не зря же США считается единственной на сегодняшний момент сверхдержавой — многие американские компании занимают абсолютно доминирующие позиции на мировых рынках. И этим мировым лидерам совершенно не обязательно пользоваться услугами именно европейских компаний.

О том, что ответные шаги не заставят себя ждать может свидетельствовать сегодняшний частичный отказ американской компании United Parcel Service (UPS) от покупки европейских самолетов. Речь идет о приобретении самолетов производства Airbus на сумму свыше 1,6 млрд. долларов. UPS - крупнейшая в мире компания по доставке посылок. И, конечно же, быстрее всего доставлять посылки авиатранспортом. Однако в условиях всемирного спада производства быстрота доставки отступила на второй план. Клиенты UPS теперь предпочитают доставлять свои грузы более долгим наземным транспортом, но зато платить за доставку меньше. В связи с этим UPS объявил о своем намерении отказаться от покупки 20 самолетов Airbus A300 из 90 заказанных в 1998 и 2001 году.

Агентство Dow Jones Business News со ссылкой на осведомленные источники сообщило о том, что UPS уже уведомила и производителя авиадвигателей Pratt & Whitney о том, что намерена изменить условия контракта. Из-за того, что производство части лайнеров уже началось, UPS сможет отменить заказ не более чем на 16 самолетов, и потому переговоры по этой проблеме идут очень тяжело, свидетельствует Dow Jones Business News. По данным источников DJ, в условиях заказов UPS нет пункта о возможности их отмены. Это может привести к тому, что UPS придется либо изменить заказ и на другие модели Airbus, либо выплатить большую неустойку.

Можно себе представить, какой это удар для Airbus, который является для стран Евросоюза главным производителем авиатранспорта. Более того, как отмечают эксперты, это последний крупный заказ на самолеты A300. A300 — самый распространенный в мире самолет производства Airbus. Многочисленные в последнее время отказы потенциальных клиентов от покупки именно этой модели, могут вынудить руководство Airbus окончательно снять A300 с производства.

Следует добавить, что Airbus с огромными усилиями выиграла тендер на поставку самолетов UPS у американской авиастроительной компании Boeing, предоставив "всемирному почтальону" солидные скидки и наиболее привлекательные условия покупки. Остается подождать, каким еще европейским компаниям будет отказано в американских заказах.