Возвращение «Крузенштерна»: был ли рейс хорош, капитан?

Понедельник, 25-й причал морского рыбног о порта Калининграда. Точный полет бросательного конца. В 15.00 ошвартовалось учебное парусное судно – барк “Крузенштерн”. Духовой оркестр, радостная суета встречающих, официальный доклад ректору БГА на берегу. Матерый морской волк – капитан Олег Седов обернулся на палубе парусника хитрым лисом, изящно переводя адресованные ему прессой вопросы на своих помощников.

Чьим именем названы – помним
За долгую жизнь из многих занятий опасных, да славных, Иван Крузенштерн тянул и лямку волонтера английского флота в “золотые – молодые”, прошел и службу директором Морского кадетского корпуса. Судно, названное его именем, плавучая аудитория Балтийской государственной академии, принимает на борт не только своих воспитанников, но и курсантов морских институтов разных стран. Здесь проходят плавательную практику будущие моряки. После рейса курсанты получают первую морскую профессию. Каждый год “Крузенштерн” выходит в рейсы - весенний, летний и осенний. Зима предназначена для осмотра и ремонта. В рейсах молодые люди практикуются по специальностям: штурман (будущие судоводители), механик, электромеханик, рефмеханик, радиоспециалист. Ежегодно представители академии принимают участие в международной конференции учебных парусных судов. Идет обмен предложениями, рассматриваются различные варианты плавания, выбираются маршруты. В осенний рейс этого года барк заходил в порт Гамбург. “Крузенштерн” “родился” в Германии. Тепло они принимают наших ребят на берегу. Второй – летний рейс – памятен заходом в английский порт Фалмут, где барк имеет право швартоваться в любое время года без оплаты портовых сборов. На берегах седого Альбиона, как нигде, ценят красоту обводов корпуса, особый звук такелажа и нагруженных ветром парусов, мастерство экипажа. На переходе до порта Карлскруна на борту неделю были курсанты Морской школы и журналисты Швеции. Их отзывы в прессе о пребывании на судне были более чем восторженные. В последнем в этом году рейсе после экзотических Канар уже у берегов Испании “Крузенштерн” попал в жесточайший шторм. Огромные валы непогоды Бискайского залива испытали на прочность новобранцев и в который раз мастерство капитана и его команды.

Племя молодое
Костя Кубыкин, курсант 3-го курса радиотехнического факультета БГА: “Первый раз в море. Впечатления - сразу трудно даже собрать в голове. Видимо, все осмыслится позже. Рейс, конечно, запомнится на всю жизнь. Палубные работы чередовались с занятиями в аудиториях судна, практикой в радио- и учебной рубке. В свободное время – дискотека, конкурсы, соревнования.Во время шторма было больше весело, чем страшно. Поставили штормовые паруса. Пришлось и мне постоять вахту у руля при крене в 30 0 . Ощущения острые. Справиться со штурвалом в непогоду могут только четыре человека. Перед окончанием рейса мы успешно сдали зачеты и экзамен. Надеюсь, в конце учебы еще раз попасть на “Крузенштерн”. Оля Левшукова, курсант Калининградского морского колледжа, немногословна: “Пока в глазах стоят Канарские острова, обжигающее солнце, неповторимый цвет пейзажа. В экипаже были три девочки. Жаль, что нас, по-моему, слишком оберегали. Плавание перенесла легко. Удивительно, в радиорубке слышен весь Мировой океан, что и где происходит с кораблями и судами”.По итогам рейса родителям тридцати двух отличившихся курсантов направлены благодарственные письма. Особо отметили Антона Семенаса, Алексея Минаева, Гешвина Майлса, Ивана Аббакумова, Андрея Шлеенкова, Михаила Рябенкова, Дмитрия Дубновицкого, Константина Кубынина, Вадима Топчего.

Бегущий по штормам
Барку “Крузенштерн” идет 78-й год. При очень зрелом возрасте судна, исчисляемом цифрой 25, он переживает четвертую молодость. Ходит легенда, что немцы варили корабельную сталь для особого типа кораблей. Из нее и склепали корпус океанского стайера двадцатью двумя тысячами заклепок. Кусочек стали, вырезанный при очередном ремонте, хранится у одного из капитанов в банке с морской водой уже семь лет и не ржавеет на срезе. А замена заклепок (слава Богу, единичная) всегда проблематична – утеряна технология и ушли в мир иной специалисты прошлого века. Судно досталось нам как ратная добыча русского воина, победившего фашизм. “Падуя”, переименованная в “Крузенштерн”, с каждым годом только молодеет. Потрясающе красивое лицо “бегущего по штормам” - палуба набрана брусом из африканского дерева большого диаметра и высокой прочности. Распиловка с практически вертикальным расположением годовых колец имеет удивительную устойчивость к стиранию и проникновению грязи внутрь древесины. Судно оснащено вспомогательными двигателями, отвечающими всем международным требованиям экологии. Уникальный опреснитель работает на принципе обратного осмоса и выдает чистейшую минерализованную воду. Самые современные приборы навигации и радиосвязи. Кабельное телевидение выдает до пятисот телерадиопрограмм в любой точке Мирового океана. Корпус “Крузенштерна” из стали толщиной 8-10 мм изношен за многолетнюю эксплуатацию только на 10%, покрыт современным антикоррозийным покрытием с гарантией на пять лет. Между рейсами этого года в местах крепления бегучего такелажа поставили кофель-нагельные планки из красного дерева.

Мы спина к спине у мачты…
На учебном судне у капитана повышенная ответственность за все, что происходит в рейсе. На вахтах, в учебных классах и хозработах 120 курсантов, а фактически детей. Капитан, Олег Константинович Седов, на мостике около20 лет. Геннадий Васильевич Коломенский, капитан-наставник, капитанит не меньше. Оба они – заслуженные мастера спорта. Кругосветное плавание “Крузенштерна”. 1996 год. Тихий океан и в спокойную-то погоду дышит как внеземное чудовище. На подходе к Японии судно попадает в жесточайший, мгновенно налетевший шторм. Тогда Седов спокойно позвонил куратору: “Попал” в погоду. Если вырвемся, будем плавать долго”. Шли под парусами и к команде “Аврал” дали дополнение: “На мачты могут идти только добровольцы”. Все курсанты стали по местам согласно расписанию. В 2000 году в гонке от канадского Галифакса к Европе опять хорошо штормило. “Крузенштерн” лидировал. Для него непогода – как красный плащ тореадора для быка. На польском паруснике, идущем далеко сзади, с мачты падает спортсменка. На сигнал о помощи не отзывается ни одно судно… Коломенский разворачивает лидера. Сложная спасательная операция в штормовом океане состоялась. Спортсменка осталась жива, а “Крузенштерн”, вновь выиграл гонку. Сегодня в мире возрос интерес к постройке парусных судов. На самом большом в мире пятимачтовом паруснике сменный капитан – один из бывших старших помощников “Крузенштерна”. Наших моряков приглашают на все парусники мира.

P.S. Только цифры: в сезон 2003 года “Крузенштерн” совершил три рейса. Судно находилось в море 172 дня, в портах 58. Заходы в порты: Бремерхафен, Гамбург, Киль, Вильгельмхафен, Росток, Травемюнде (Германия), Санкт-Петербург, Дельфзее (Бельгия), Фалмут (Великобритания), Карлскруна (Швеция), Гельсингер (Дания), Кадис, Санта-Круз (Испания). На борту судна прошли плавательную практику из: БГА – 175 чел., КМРК – 121 чел., СПбМРК – 48 чел., ВКМК – 23 чел. Всего 367 чел.

Благодарим проректора БГА Николая Палецкого за помощь в получении информации.

Валентин Черный, “Маяк Балтики”, Калининград, специально для "ПРАВДЫ.Ру"
Фото автора