У старейшего в России Архангельского морского порта будет свой корабль-музей

Хотя, конечно, справедливее было бы сказать кораблик-музей, если иметь в виду его размеры. Старый портовый буксир “Прокатчик”, который решено переоборудовать в плавучий музей, относительно небольшое судно. А вот сама идея и планы по его переустройству потребовали от архангельского энтузиаста и знатока флотской истории Сергея Васильевича Терентьева усилий немалых.
А ведь и в самом деле, идея хороша. Старейший порт России давным-давно заслужил, чтобы летопись его будней в несколько веков была бы отражена в экспозициях своего, так сказать, ведомственного музея, и мысль о том, что такой может расположиться не в здании на берегу, а в помещениях судна, служившего порту много лет, нужно признать смелой и оригинальной. Несколько слов о “Прокатчике”, который сегодня в ожидании переоборудования стоит у причала Бакарицы. Это портовый буксир 730-го проекта с паровой машиной. “Прокатчик” был построен еще в 1957 году в большой серии подобных судов, в которых очень нуждались советские морские порты. К слову, на акватории Северодвинска трудились в свое время два аналогичных буксира, которых наверняка помнят ветераны Севмашпредприятия, - “Ломоносов” и “Молотовец”, позднее переименованный в “Северодвинца”. В Архангельске же у “Прокатчика” было несколько “собратьев”, которым дали имена по названиям пролетарских профессий: “Сталевар”, “Сверловщик”, “Рудокоп”, “Молотобоец”, “Сварщик”... Важно сказать, что идея Сергея Васильевича Терентьева встретила понимание не только у генерального директора порта Владимира Николаевича Титова, но и у других членов Ассоциации транспортников Архангельска. В последние годы своей трудовой биографии “Прокатчик” уже использовался не по основному своему, буксирному назначению: служил и лоцманским судном, и сборщиком льяльных вод, и вот, когда, что называется, “вышли все Регистры” и пароход можно было бы “пустить на иголки”, Сергей Васильевич и задался вопросом: а не сменить ли старому трудяге свою профессию? К тому же, как выяснилось, большинство механизмов и, самое главное, паровая машина буксира находятся в исправном (!) состоянии. Основное переоборудование решено закончить к началу новой навигации. Хотя еще предстоит решить вопрос с проектом перестройки судна, часть работ уже проведена. В Лайском доке, например, “Прокатчику” полностью очистили и на два раза покрасили подводную часть корпуса. У судна заварены кингстоны, снят винт, оно освидетельствовано по классу Р, то есть как “стоечное судно”. Мы побывали на Бакарице, не только полюбовались статным внешним видом будущего музея, но и спустились в его машинное отделение, где переборки, трапы, трубы все еще хранят запахи перегретого пара, мазута и смазки. А главное, убедились, что экскурсантам здесь и в самом деле будет на что посмотреть: и в машинном отделении, и на капитанском мостике, и в жилых помещениях команды. К тому же в планах Сергея Васильевича еще и “расширение” помещений буксира под музейные экспозиции. Дело в том, что в свое время в кормовой и носовой частях судна были установлены дополнительные цистерны, которые, если возвращать первоначальный облик “Прокатчику”, можно убрать.

Олег Химаныч, “Корабельная сторона”