Варяжский гость оценил, давать ли России на утилизацию субмарин

Заместитель министра иностранных дел Норвегии Ким Тровик посетил с официальным визитом Поморье, почтив вниманием одно из ведущих судоремонтных предприятий региона – северодвинскую “Звездочку”. Интересно, что буквально несколько недель назад, после гибели старой российской АПЛ “К-159”, со своего поста слетел видный норвежский чиновник – “не уследил”… Как сообщили "ПРАВДЕ.Ру" в пресс-службе областной администрации, стороны обсудили такие направления совместной работы, как судостроение, добыча нефти и газа на шельфе Баренцева моря, а также обеспечение ядерной безопасности путем утилизации АПЛ на “Звездочке”.
Норвегия наряду с США, Францией и Великобританией участвовала в создании на “Звездочке” современного комплекса для утилизации АПЛ и переработки радиоактивных отходов, поэтому следующим объектом, где побывали норвежцы, и тала северодвинская “Звездочка”. Комплекс, о котором уже не раз сообщала "ПРАВДА.Ру", включает в себя участки тепловой и механической резки корпусных конструкций и оборудования утилизируемых АПЛ, участок переработки кабеля, береговую базу выгрузки отработавшего ядерного топлива с утилизируемых АПЛ, комплекс сооружений для выгрузки, приемки, транспортировки, хранения и переработки твердых и жидких радиоактивных отходов. Вместе с док-камерой и плавучим доком этот уникальный комплекс дает возможность осуществлять ликвидацию пусковых ракетных установок и комплексную утилизацию АПЛ всех классов с соблюдением российских и международных требований экологической безопасности. По словам Николая Калистратова, на которые ссылается пресс-служба обладминистрации, на “Звездочке” уже утилизировано 20 стратегических атомных подводных ракетоносцев. Что касается многоцелевых АПЛ, то их утилизация на предприятии пока не проводилась. Хотя только на Северном флоте насчитывается около 50 подобных кораблей. Как отметил Николай Калистратов, “Звездочка” готова к этой работе. На предприятии подготовлены стапельные места для утилизации многоцелевых АПЛ, подобных “Курску”. Однако средств на проведение работ нет. Как подчеркнул Николай Калистратов, в решении этих проблем “Звездочка” рассчитывает на помощь иностранных партнеров, поскольку решением вопросов экологии должна заниматься не только одна Россия. Ким Тровик заверил, что норвежская сторона готова выступить координатором между теми странами, которые сейчас работают в России. Между тем, как пишет северодвинская газета “Северный рабочий”, “Звездочка” озабочена и другими проблемами. Например, судьбой крейсера “Адмирал Ушаков”, который уже четыре года стоит у заводского причала. Попытки вернуть его флоту результата не дали. К тому же Россия не имеет денег не только на утилизацию, но и на разработку проекта утилизации крейсера. По предварительным расчетам, “похороны” “Адмирала Ушакова” обойдутся в 40 млн. долларов, разработка проекта утилизации стоит не менее двух миллионов. Пока ни одна страна не высказала желания помочь. На этом фоне гораздо более прозаичной выглядит проблема под названием “ягринский мост” (“Звездочка” расположена в островном районе Северодвинска, и добираться на нее приходится по мосту). На его ремонт необходимо 6 млн. долларов США. В такую же сумму оценивается и реконструкция могильника радиоактивных отходов, находящегося на территории “Звездочки”. Построенный 40 лет назад, мост требует ремонта. В скором времени вполне возможен запрет на транспортировку по нему вагонов с ядерными отходами. Ведь весят такие вагоны в два раза больше обычных (120 тонн против 60). А прекращение транспортировки означает остановку утилизации. Однако дадут ли иностранцы денег на починку моста? Он для них никакой угрозы не представляет.

На снимке: Ким Тровик на “Звездочке”.

Фото www.nworker.ru">www.nworker.ru

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/89/355/11129_submarine.html