Бюджет-2004: первое испытание на прочность

В Государственную Думу РФ поступил Правительственный проект федерального бюджета на 2004 год. Документ уже обсуждался в так называемом "нулевом" чтении в правительстве совместно с представителями обеих палат Федерального Собрания
По оценке парламентариев, этот проект бюджета можно назвать успешным. Такое мнение высказал лидер фракции "Отечество — единая Россия" Вячеслав Володин, подчеркнув, что проект бюджета на 2004 год "имеет высокую степень поддержки в Госдуме после согласительных процедур с правительством".

Замруководителя фракции "Яблоко" Сергей Иваненко сообщил, что положительными особенностями проекта бюджета его коллеги по фракции называют предлагаемое правительством снижение налогового бремени, в частности НДС и отмену налога с продаж, а также то, что документ сверстан уже с учетом этих изменений.

Председатель подкомитета Государственной Думы по межбюджетным отношениям Максим Васильев в интервью "Парламентской газете" отмечает, что в проекте предпринята попытка внедрения новой методологии в перераспределении налоговых доходов между Центром и регионами. В следующем году пропорция распределения бюджетных средств составит 57 на 43. 57 процентов отчисляются в федеральный бюджет, 43 — в региональные (в 2002 году эта пропорция составляла 59 на 41). В идеале надо стремиться к распределению пятьдесят на пятьдесят. Но достичь этого сегодня пока нереально. Слишком уж неравнозначны в экономическом отношении наши субъекты Федерации. Однако отмена налога с продаж лишает регионы значительных сумм налоговых поступлений. Пострадают в первую очередь Москва и Санкт-Петербург. Но это — принципиальная позиция, направленная на сокращение неравенства регионов по бюджетной обеспеченности. В Москве на душу населения доходы от бюджета составляют почти 29 тысяч рублей, а в Дагестане — всего три тысячи рублей. В Липецкой области — около четырех тысяч рублей, в Воронежской — пять тысяч, в то же время в автономном Ямало-Ненецком округе доходы составляют около 70 тысяч рублей на человека. Стоит задача исправить диспропорцию. Для этого определенные доходные источники, где они в излишке, изымаются в центральный бюджет за счет увеличения сумм налогов по доходам по добыче полезных ископаемых, отмены налогов с продаж и так далее. Затем они будут перераспределены за счет трансфертов.

Однако главным приоритетом бюджета 2004 года станут расходы на оборонные нужды. Этот тезис озвучил зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Задорнов. "Суммарно они в абсолютном значении в расходах бюджета увеличат свое присутствие на три процента — с 25 процентов до 28. Это очень серьезный прирост", — сказал Задорнов.

Расходы на оборону, заложенные в проекте бюджета позволят повысить уровень боевой подготовки вооруженных сил, считает Министр обороны РФ Сергей Иванов: "Я ожидаю от военного бюджета на 2004 год определенной эволюции в плане повышения боевой подготовки войск и улучшения социального обеспечения военнослужащих". Министр сообщил, что в 2004 году расходы на оборону предусмотрены в размере 411,5 млрд рублей, то есть 15,5 % всего федерального бюджета. Сергей Иванов привел следующие данные по структуре военного бюджета: "41,8 % всех расходов приходятся на обеспечение личного состава, говоря гражданским языком, на зарплату военнослужащим; 3,7 процентов — на капитальное строительство; 8 проц — на ремонт вооружений и военной техники; 12,4 % - на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)". "Без НИОКР вообще не может быть нового оружия, хорошо, что в бюджете по этой статье выделяются такие средства", — добавил министр. С ним согласны и руководители предприятий оборонно-промышленного комплекса России. Иван Поляков, генеральный директор Омского радиозавода имени А.С.Попова заметил, что в последнее время правительство РФ уделяет всё больше внимания российскому ВПК. "Этот бюджет можно назвать послекризисным для оборонной отрасли" - добавил он.

Ещё одним ключевым моментом в проекте нового бюджета эксперты считают его социальную направленность. В первую очередь это касается расходов на образование, которые будут увеличены на 20 млрд. рублей по сравнению с ранее запланированными. "Федеральный бюджет в 2003 году на развитие российской системы образования выделил на 21% больше средств, чем в прошлом году. Мы надеемся, что это увеличение в итоге составит и 23%", — сказал министр образования РФ Владимир Филиппов. В.Филиппов отметил, что основные средства Минобразования в этом году направит на выплату заработной платы работникам образования, оплату коммунальных услуг образовательными учреждениями и социальную поддержку студенчества.

"Бюджет четко ориентирован на решение социальных вопросов. - Делится своим взглядом на законопроект председатель профсоюзного комитета Омского радиозавода имени А.С.Попова Татьяна Ушакова. — Увеличено финансирование таких программ как "Обеспечение жильем молодых семей" и "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья". По первой в десять раз, с 50 до 500 миллионов рублей, а по второй в два раза — с 700 миллионов до 1 миллиарда 34 миллионов рублей. Увеличены расходы также по статье "Здравоохранение и физическая культура". Более миллиарда рублей будет направлено на обеспечение льгот по оплате транспорта, услуг жилищно-коммунального хозяйства, протезирования для доноров. Также значительно увеличены расходы на образование, лечение, отдых в санаторно-профилактических учреждениях студентов вузов и выплаты социальных стипендий".

Не забыты и маленькие россияне. Консолидированный бюджет федеральной целевой программы "Дети сироты", по признанию вице-премьера Галины Кареловой, в текущем году составит 500 млн рублей. По ее словам, объем средств на поддержку обездоленных маленьких россиян превышает прошлогодний. В рамках программы, сказала Карелова, организована вакцинопрофилактика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, против заболевания гепатитами. Медицинские кабинеты учреждений для детей-сирот оснащены высокотехнологичным оборудованием и медикаментами для оказания неотложной медпомощи.

В целом, считает В.Володин, проекту бюджета 2004 года "предстоит пройти
еще немало испытаний во втором и третьем чтениях". По его мнению, ряд статей возможно будет изменен, но в целом "этот законопроект - шаг вперед по сравнению с бюджетом 2003 года, у него есть все шансы быть принятым до конца ноября".

Безусловно, что претензии к проекту бюджета. Так, руководство фракции КПРФ в Госдуме считает, что подготовленный правительством проект содержит очень много серьезных недостатков. В частности, отмечает зампредседателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Леонид Иванченко, "несмотря на предусмотренное в бюджете повышение объема финансирования социальной сферы, а также здравоохранения и образования, эти средства, в основном, уйдут на повышение зарплаты работникам отраслей, и их материально-техническое положение не получит развития из-за отсутствия необходимой финансовой основы". Кроме того, закрытость некоторых статей бюджета не дает возможности сделать вывод о распределении средств.

Михаил Задорнов заметил, что необходимо проводить дискуссию по проекту бюджета и его отдельным статьям для того, чтобы отследить эффективность использования государственных средств. "Мы должны знать, куда и как расходуются средства. Надо видеть четкие сроки реализации проектов, на которые направляются деньги", — сказал он.

Тем не менее, всё же хочется надеяться, что правительству и депутатам удастся найти согласованные решения, и до конца текущего года проект бюджета на 2004 год будет принят Госдумой окончательно.

Игорь Придорогин (по сообщениям информагентств)
ПРАВДА.РУ

Обсудить