Подводная лодка-музей держит курс на столицу

Обычно последним причалом списанной субмарины становятся безлюдный пирс базы или набережная судоремонтного завода. Подводной лодке “Б-396” повезло. Ей не суждено пойти “под нож”, а предписано стать хранительницей истории и традиций российского подводного флота, а также учебным центром. Расскажет лодка и о боевом пути своего экипажа, чьи достижения прославили корабль. “Б-396” явилась продолжением серии дизельных подводных лодок весьма удачного проекта 641Б (шифр “Сом”, по классификации НАТО – “Танго”).

– От Беломорска по системе внутренних водных путей лодку поведут озерные буксиры, пришвартовавшись с носа и с кормы, – говорит конструктор проекта Владимир Смирнов. – Предстоит пройти через систему шлюзов, только на Беломорско-Балтийском канале их девятнадцать.

При регулировке балласта осадка понтона, на котором установлена ПЛ, увеличилась на полметра. Сделано это с той целью, чтобы придать системе “понтон–лодка” остойчивость в море. Вся конструкция классифицирована Морским регистром как “стоечное судно”, получено разовое разрешение на перегон. Ответственный сдатчик переоборудованной субмарины Александр Белых, представители цехов 22 и 42 сопровождают лодку на борту буксира. Подводная лодка вначале прибудет на Химкинское водохранилище. Однако городские мосты могут стать препятствием дальнейшему продвижению. Специалисты Севмаша не исключают возможности временного демонтажа рубки. Ее срезали еще в цехе, но перед выводом из эллинга водрузили на штатное место, дабы не лишать корабль первозданного вида и сократить расходы на транспортировку. Снять ограждение прочной рубки не составит проблемы. В Москве лодку поставят на подводный пьедестал (это тоже “ноу-хау” конструкторов Севмаша), что позволит открыть для обозрения винторулевой комплекс и сделать оптимальным восприятие внешнего вида подводной лодки.

– Когда московское правительство примет решение о размещении лодки-музея у причала, специалисты Севмаша выполнят окончательную доработку субмарины, – сообщил ведущий конструктор проекта Михаил Кашин. – Это чистовая отделка помещений, покраска палуб, подключение светильников, установка штатных выдвижных устройств рубки (перископы, антенны и прочее), флагштоков на носу и корме.

Заложили корабль на горьковском заводе “Красное Сормово” в 1979 году, осенью 1980-го подлодка была зачислена в состав флота. Первым командиром стал капитан 2 ранга М.Я.Маначинский. Субмарина несла боевую службу в Средиземном море, Южной и Северной Атлантике, Баренцевом и Норвежском морях, базировалась в Полярном и ВМБ Линахамари. В мае 1984 года у подводной лодки “Б-396” рядом с безликим тактическим номером появилось имя “Новосибирский комсомолец”, присвоенное по инициативе Новосибирского обкома ВЛКСМ. По итогам 1986 года “Новосибирский комсомолец” стал лучшим кораблем 4-й Краснознаменной ордена Ушакова I степени эскадры подводных лодок. Славный боевой путь “Б-396” завершился в 1998-м, а 21 октября 2000 года субмарина пришла на Севмаш, где возродилась в мирном облике служительницы Клио, музы истории.

Михаил Старожилов, “Корабел”, специально для "ПРАВДЫ.Ру"

Фото www.nordmedia.ru

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Домашнее