За что боролись, на то и напоролись

АРБ в ужасе от планов правительства по валютной либерализации
Либерализация валютного законодательства России, за которую отчаянно бились сливки российского бизнеса во главе с РСПП, вышла на финишную прямую. Концепция изменения валютного законодательства была одобрена правительством еще в конце ноября прошлого года, и уже в январе проект закона "О валютном регулировании и валютном контроле" оказался в Государственной Думе. Следует признать, что правительство и Центробанк вполне успешно отбились от лоббистских поползновений российских бизнесменов и банкиров. Переданные в Госдуму законопроекты содержат в себе те изменения, которые милы и удобны именно правительству и Центробанку. А российское бизнес-сообщество как бы замерло в оцепенении. Вроде, бились за эту либерализацию, бились, и что? Но, как известно, даже ужас не может длиться вечно.

"Однобокая" либерализация валютного законодательства при сохранении множества барьеров внутри страны повлечет дальнейшее усиление долларизации российской экономики, отодвигая на неопределенную перспективу становление рубля как полноценной национальной валюты. Так написал в письме премьер-министру России Михаилу Касьянову президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян. Но, как водится, имел в виду несколько иное.

Оказавшись в ситуации, когда молчать уже невозможно, да, в общем-то, уже и бесполезно, выразитель (по должности и призванию) надежд и чаяний банковского сообщества Гарегин Тосунян наконец-то решился предостеречь правительство от роковой ошибки. Так, президент АРБ указывает в своем письме, что правительственный вариант закона основывается на концепции, предусматривающей избирательную либерализацию внешнеэкономических отношений, в частности, снятие ограничений на трансграничное оказание банковских услуг, без адекватной (то есть реальной) либерализации внутреннего финансового рынка. Г-н Тосунян уверен, что такой подход к делу нанесет очень много вреда — ресурсная база отечественной экономики из-за этого заметно сократится, соответственно, снизится и кредитный потенциал российских банков, затормозится развитие малого и среднего бизнеса, а про ухудшение инвестиционного климата в стране — можно и не говорить.

При таком подходе, уверен президент АРБ, о том, чтобы максимально вовлечь в официальный банковский оборот финансовые средства, находящиеся в теневом обороте, оффшорах, на руках у населения, можно будет надолго забыть. Гарегин Тосунян отказывается верить, что правительство равнодушно к таким необходимым вещам как повышение уровня капитализации финансово-кредитной системы страны, развития разветвленной региональной инфраструктуры кредитных организаций, обеспечивающей доступность финансовых услуг и средств для населения и предпринимателей. Поэтому в приложении к своему письму он перечисляет основные меры, которые вот уже не первый раз предлагает предпринять АРБ, чтобы квазиналоговая нагрузка на банки снизилась, финансовая отчетность упростилась, а росту капитализации банковской системы и расширению возможностей долгосрочного кредитования больше ничто не мешало.

Что же так напугало выразителя интересов банковского сообщества страны?

Напомним, что правительственный законопроект предусматривает переход от разрешительного порядка проведения валютных операций к уведомительному, однако дает государству в лице Центробанка и правительства РФ возможность вводить ряд ограничений в случае ухудшения макроэкономической ситуации в стране — а именно при возникновении угрозы стабильности рубля и золотовалютных резервов.

Статья 8 законопроекта предусматривает ограничения, связанные с необходимостью возврата валютной выручки: базовый срок репатриации составляет 180 дней, в случае, если экспортер нуждается в продлении срока, он должен обратиться за разрешением в правительство. Статья 9 определяет ограничения, которые могут быть введены при проведении капитальных операций. Это касается депонирования средств в объеме до 100% на срок до двух месяцев — при вывозе капитала и в размере до 20% на срок до одного года — при ввозе капитала. Предполагается, что эти ограничения будут действовать до 1 января 2007 года.

Законопроект также предлагает введение "плавающего" норматива продажи валютной выручки, который устанавливается Центробанком, но не может превышать 30%. Предусматривается законодательное закрепление за экспортерами права продавать валюту непосредственно уполномоченным банкам, но порядок продажи будет устанавливать ЦБ РФ. Кроме того, законопроект сокращает срок регистрации в Центробанке при открытии резидентами счетов за границей с 60 до 10 дней.

В общем, государство как всегда оставило себе все козыри. И трудно представить, что в стране найдется какая-нибудь сила, которая сможет убедить чиновников отказаться от собственных преимуществ. Особенно, когда они вот-вот приобретут "необоримую силу закона".

Обсудить