Марку Севмаша кризис не опустил

Некогда закрытое Севмашпредприятие (Северодвинск, Архангельская область), строящее атомные подводные лодки ля российского ВМФ, в последние годы активно интегрируется в рыночную экономику. Недавно на предприятии побывали представители крупной норвежской компании "Одфель" во главе с ее вице-президентом. Фирма намерена обновлять свой флот, ищет партнеров.

Ведутся совместные проектные проработки обустройства нефтегазовых месторождений. Построено более сотни судов на экспорт. Есть взаимный интерес в вопросах реализации военной техники. Голландцы, норвежцы, шведы, американцы, англичане, китайцы, индусы не раз садились за стол переговоров с руководителями и ведущими специалистами крупнейшей российской верфи. Любое деловое предложение, любой протокол о намерениях, контракт — вся кропотливая работа начинается и заканчивается в управлении внешнеэкономической деятельности (УВЭД). Коллектив молодой, мобильный, во многом не похожий на все другие заводские подразделения. А возглавляет его Алексей Внуков (на снимке). Алексей Михайлович закончил Ленинградский политехнический институт, по специальности инженер-физик. Ему слово.
-- В планах управления внешнеэкономической деятельности на 2003-й год продолжение работы с ЗАО "Севморнефтегаз" по проекту "Приразломная". Платформа "Хаттон", приоберетенная в минувшем году в Норвегии пройдет модернизацию на Севмаше. Предстоит демонтаж ее верхних строений и транспортировка их сюда. К участию в трудоемкой операции привлекаются иностранные фирмы. Продолжается строительство буксиров для голландской фирмы "Дамен". Есть определенный круг вопросов по программе военно-технического сотрудничества. По предложению норвежской компании "Статойл" на предприятии ведется тендерная проработка проекта "Белоснежка" по освоению месторождения в Норвегии. Другой, не менее интересный проект — строительство серии судов-снабженцев, также для Норвегии. Практически закончены переговоры по тексту контракта, согласована с банками схема финансирования. У Севмаша накоплен опыт международной деятельности. Немало вьется посреднических фирм, агентов, брокеров. Иные не прочь "заработать" не только материальный капитал, но и политический. Приехали, пообщались, а потом начинают везде говорить, что друзья-товарищи с Севмашем. Сорвались два контракта на строительство танкеров и алюминиевых паромов. Ситуация аналогичная. Красивые проекты, но денег у заказчиков на них не оказалось. Деловую репутацию фирмы, конечно можно и нужно проверять. Самый простой — через банковские структуры. Услуга платная. Можно что-то попытаться узнать через информационные системы, через организации, с которыми фирма была связана. На выбор может повлиять, скажем, какая-то предыстория компании. Пусть у нее нет больших денег, но как агент, как брокер она может работать, на ее счету есть серьезные проекты. Наводить справки можно и даже нужно, но на это необходимо и время, и деньги. Судостроительный, нефтегазовый бизнес крупный. И только поработав в этой сфере лет пять-семь, набираешься опыта, начинаешь понимать кто есть кто. Свою задачу УВЭД видит в том, чтобы поднять планку деловых отношений, вести переговоры непосредственно с судовладельцами, генподрядчиками. Недавно на предприятии побывали представители крупной норвежской компании "Одфель" во главе с вице-президентом. Фирма намерена обновлять свой флот, ищет партнеров. Специалисты, изучив возможности верфей Польши, приехали в Россию, посетили, в частности Балтийский завод. Конечно, Севмаш произвел впечатление, гости этого не скрывали. Договорились, что они вышлют нам документы по проекту строительства танкеров дедвейтом в 40 тысяч. Севмаш привлекает иностранных заказчиков своим масштабом (крупнейшее в России, да и в мире, кораблестроительное предприятие), опытом судостроения. Несмотря на кризисные 90-е годы, удалось сохранить высокие технологии — стержень, который присущ фирме такого уровня. Высокая технологическая, сроковая дисциплина. Квалифицированные кадры. Здесь можно делать все. Севмаш -- это марка.

Людмила ТЕЛЬТЕВСКАЯ, "Северный рабочий"
Фото Михаила Воркункова